45
несоблюдения норм хранения. Всего в 1942 году архив принял 10 000 коробок
кинодокументов (из них 75% не имели аннотаций).
Начальник фотоотдела П.И.Герасимова проводила проверки в редакции
«Фронтовая иллюстрация», ряде редакций газет и журналов. Было выяснено,
что фотоматериалы нередко хранятся без учета и аннотаций, не всегда возвра-
щаются, не все сданы редакциям, и некоторые редакции не хотят материал сда-
вать государству.
Архивистам предстояло разобрать и привести в порядок уже собранный
киноматериал, соединить разрозненные части и элементы комплекта, сделать
описи и картотеку на этот материал. За 1941 год киноотделом была проведена
предварительная разборка новых киноматериалов и их сверка со сдаточными
описями — всего 874 ед. хр. Приведена в порядок часть материала, поступив-
шая в 1940 году (1313 ед. хр.), заинвентаризировано 188 ед. хр., составлено
и отпечатано монтажных листов на 63.482 метров кинохроники, составлено
20.538 тематических карточек и осуществлена их систематизация. Проводи-
лась склейка материала, выделение брака, чистка кинопленки, подборка нега-
тивов к позитивам, использование материалов, работа над фильмовым и жур-
нальными каталогами.
Фотоотдел архива принял 41 264 ед. хр. (в т. ч., полученные с фронтов вой-
ны). Сотрудники занимались разборкой, отсевом брака, инвентаризацией —
всего 25 408 ед. хр., расшифровкой съемок, переплетали альбомы, составляли
монтажные листы и систематизировали справочные (11 234 штук) и темати-
ческие (8213 штук) каталожные карточки, изготавливали фотоотпечатки, за-
нимались использованием фотоматериалов, выполняли другие виды работ
79
. Но в фотоотделе московской части архива работало только 2 сотрудника
с неполным соответствием квалификации, поэтому им не удалось выполнить
план по написанию тематических карточек. Сотрудников было так мало, а ра-
боты так много, что был момент, когда архивисты работали 16 дней подряд
по 14–15 часов в сутки. Руководитель московской группы А.П. Колтановский
уже в 1942 году вынужден был написать в УГАНКВД письмо о необходимости
увеличения штатного расписания, так как «когда иллюстрационные докумен-
ты будут необходимы безотлагательно, архив не сможет их дать, ибо они лежат
под спудом неизвестно где-то».
А.П.Колтановский лично проводил большую практическую работу: доби-
вался получения от редакций фотодокументов, обследовал в г. Москве фото- и
киноархивы издательств, организаций и студий, принимал фотодокументы от
ТАСС.
1943–1944
В следующем, 1943 году, большой концентрации кинофотоматериалов в ар-
хиве не наблюдалось. Основными организациями, откуда начали сравнитель-
но организованно и планомерно поступать документы, были Центральная сту-
дия кинохроники, Фотохроника ТАСС, Госкиноиздат, Совинформбюро и др. В