40
Глава III
1941–1944
Новое положение об архиве.
Начало Великой Отечественной войны.
Приказ об укрытии наиболее ценных документов.
Эвакуация архива в г. Саратов, а потом в г. Чкалов (г. Оренбург).
Реэвакуация
1941
С января 1941 года в архиве произошли кадровые изменения —М.П.Попову
в должности заведующей киноотделом заменил Н.Н.Зубрилов (по крайней
мере, с января по март он подписывает отчеты в ГАУ НКВД в этом качестве).
29 марта 1941 года было утверждено новое Положение, по которому ГАУ
НКВД признавался единым руководящим органом всей системой архивных
учреждений СССР, создавался единый государственный архивный фонд
(ЕГАФ), объединивший в себе все документальные богатства СССР. По но-
вому положению в состав ГАФ СССР специально оговаривалось включение
фонофотокиноматериалов (негативы кинофильмов и фотографий, дополняю-
щие их позитивы, матрицы граммофонных пластинок и материалы звукозапи-
си), имеющих научно-историческую и культурную ценность. Таким образом,
отныне в состав ГАФ включались не только хроникально-документальные
кинофотоматериалы (как было по декрету Совнаркома РСФСР от 4 февраля
1926 года и во всех последующих законодательных актах), а все кинофильмы
и фотографии независимо от способов съемки, имеющие научно-историчес-
кое и культурное значение, т. е. художественные, научно-популярные учеб-
но-технические, хроникально-документальные кинофильмы и фотографии
от учреждений, организаций, предприятий и лиц (в т. ч., от всех кинопредп-
риятий и фотоорганизаций, подведомственных Комитету по кинематографии
при Совете народных комиссаров СССР, ТАСС, фотоотделов редакций газет и
журналов и всех корреспондентов), занимающихся производством и эксплуа-
тацией данной продукции. Этим Положением устанавливался новый срок сда-
чи фильмов и фотографий для текущих архивов: три года или по завершению
их копирования. На ГАУ НКВД было возложено руководство организацион-
ной, научно-методической и технической работой текущих архивов. Именно
в 1941 году кинофильмы и фотоснимки были окончательно признаны доку-
ментальными материалами, имеющими самостоятельное значение как истори-
ческий источник, а не простой иллюстрации, способной служить только в ка-
честве дополнительного, второстепенного материала. По новому Положению
к ГАФ причислялись также материалы музеев. Но в реальной жизни борьба с