49
риалов. В докладе отмечалось нежелание производителей сдавать киномате-
риалы в архив и продолжение вырезания на студиях фрагментов из негативов
готовой продукции. Он напомнил, что в соответствии с Положением о Госу-
дарственном архивном фонде СССР архив обязан заниматься собиранием и
художественных фильмов, которые, до сих пор не поступают. Было отмечено
также, что в Положении неясно сказано о поступлении в архив летописного
и не допущенного к прокату материала, которые, тем не менее, собирать не-
обходимо. Поэтому, подчеркивая важность систематического поступления
документов в архив, начальник ЦГАКФФД СССР предлагал более точно рег-
ламентировать порядок сдачи в архив документов и принять меры, исключаю-
щие возможность порчи или гибели документов до сдачи их в архив.
После выступления С.И.Жбанкова некоторые оппоненты пытались под-
вергнуть доклад резкой критике. Развернулась дискуссия о состоянии хране-
ния материалов, обеспечении сохранности, использовании и комплектовании
архива кинофотофонодокументам. Но в итоге решение было принято в пользу
С.И.Жбанкова и в постановлении Совета признавалась необходимость созда-
ния современно оснащенной лаборатории. К 15 декабря решено было создать
при дирекции архива научно-технический совет
81
.
Во многом благодаря С.И.Жбанкову 9 мая 1944 состоялось заседание Науч-
ного совета при начальнике ГАУ НКВД (с 21 февраля 1944 года было возвра-
щено прежнее наименование — Главное архивное управление НКВД СССР),
на котором впервые детально рассматривался новый метод страхового копи-
рования фотоматериалов и кинокопий, разработанный Центральной Научно-
исследовательской лабораторией ГАУ НКВД.
Вопрос о необходимости принятия мер по физической сохранности старею-
щего материала и отсутствии методики
82
страхового копирования документов
С.И.Жбанков ставил с удивительным постоянством перед Архивным управ-
лением и в последующие годы. В 1944 году он опять отмечал, что непрерывно
растущему архиву необходимо строительство нового здания с учетом всех но-
вейших научных данных в этой области. А пока нет помещений — нет желания
киностудий сдавать документы
83
.
Серьезное значение С.И.Жбанков придавал разработке новых инструкций
и методических рекомендаций. В марте (в эвакуации) и июле (после реэваку-
ации) 1944 года были введены в действие подписанные С.И.Жбанковым инс-
трукции о порядке инвентаризации материала и составлении монтажных лис-
тов (о необходимости разработки этих документов С.И.Жбанков говорил еще
на Научном Совете в 1943 году). Они до сих пор являются основополагающи-
ми (с некоторыми дополнениями) документами для сотрудников отдела обес-
печения сохранности и научно-справочного аппарата. В соответствии с ними
архивисты после изъятия всех дублей сверяли кинодокументы со студийными
монтажными листами и вносили в них правки. В случае большого количества
внесенных в студийные описи дополнений, составлялись новые монтажные
листы. При этом описание проводилось не на звукомонтажном столе (первый
из них был приобретен архивом в г. Москве лишь в 1944 году), а на простой
«моталке» с помощью лупы, пока еще по сюжетам, а не по стартам.