Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 282 Next Page
Page Background

49

риалов. В докладе отмечалось нежелание производителей сдавать киномате-

риалы в архив и продолжение вырезания на студиях фрагментов из негативов

готовой продукции. Он напомнил, что в соответствии с Положением о Госу-

дарственном архивном фонде СССР архив обязан заниматься собиранием и

художественных фильмов, которые, до сих пор не поступают. Было отмечено

также, что в Положении неясно сказано о поступлении в архив летописного

и не допущенного к прокату материала, которые, тем не менее, собирать не-

обходимо. Поэтому, подчеркивая важность систематического поступления

документов в архив, начальник ЦГАКФФД СССР предлагал более точно рег-

ламентировать порядок сдачи в архив документов и принять меры, исключаю-

щие возможность порчи или гибели документов до сдачи их в архив.

После выступления С.И.Жбанкова некоторые оппоненты пытались под-

вергнуть доклад резкой критике. Развернулась дискуссия о состоянии хране-

ния материалов, обеспечении сохранности, использовании и комплектовании

архива кинофотофонодокументам. Но в итоге решение было принято в пользу

С.И.Жбанкова и в постановлении Совета признавалась необходимость созда-

ния современно оснащенной лаборатории. К 15 декабря решено было создать

при дирекции архива научно-технический совет

81

.

Во многом благодаря С.И.Жбанкову 9 мая 1944 состоялось заседание Науч-

ного совета при начальнике ГАУ НКВД (с 21 февраля 1944 года было возвра-

щено прежнее наименование — Главное архивное управление НКВД СССР),

на котором впервые детально рассматривался новый метод страхового копи-

рования фотоматериалов и кинокопий, разработанный Центральной Научно-

исследовательской лабораторией ГАУ НКВД.

Вопрос о необходимости принятия мер по физической сохранности старею-

щего материала и отсутствии методики

82

страхового копирования документов

С.И.Жбанков ставил с удивительным постоянством перед Архивным управ-

лением и в последующие годы. В 1944 году он опять отмечал, что непрерывно

растущему архиву необходимо строительство нового здания с учетом всех но-

вейших научных данных в этой области. А пока нет помещений — нет желания

киностудий сдавать документы

83

.

Серьезное значение С.И.Жбанков придавал разработке новых инструкций

и методических рекомендаций. В марте (в эвакуации) и июле (после реэваку-

ации) 1944 года были введены в действие подписанные С.И.Жбанковым инс-

трукции о порядке инвентаризации материала и составлении монтажных лис-

тов (о необходимости разработки этих документов С.И.Жбанков говорил еще

на Научном Совете в 1943 году). Они до сих пор являются основополагающи-

ми (с некоторыми дополнениями) документами для сотрудников отдела обес-

печения сохранности и научно-справочного аппарата. В соответствии с ними

архивисты после изъятия всех дублей сверяли кинодокументы со студийными

монтажными листами и вносили в них правки. В случае большого количества

внесенных в студийные описи дополнений, составлялись новые монтажные

листы. При этом описание проводилось не на звукомонтажном столе (первый

из них был приобретен архивом в г. Москве лишь в 1944 году), а на простой

«моталке» с помощью лупы, пока еще по сюжетам, а не по стартам.