48
обеспечения сохранности и научно-технической обработки собранных доку-
ментов. Оборудование архива к тому времени сильно устарело — противопо-
жарная безопасность хранилищ не обеспечивалась, отапливались хранилища
по воздуховодам с помощью вентилятора, что не гарантировало соблюдение
постоянной температуры. Территория архива в тот период еще позволяла раз-
вернуть фотолабораторию и гальваническую мастерскую, но для кинолабора-
тории со сложным и довольно объемистым оборудованием места не было. А
«открытие кинолаборатории», как писал он, «для снятия копий, научно-техни-
ческой обработки и реставрации документальный материалов с целью удлине-
ния срока их хранения — абсолютная необходимость».
Благодаря усилиям С.И.Жбанкова во время войны здание архива подде-
рживалось в должном порядке. В 1944–1945 годах была отремонтированы ра-
бочие помещения и хранилища, пущен в действие калорифер с вентиляцией,
смонтировали новую киноустановку, переоборудовали звуковую лабораторию
и фотолабораторию, сделали стеллажи для хранения фотодокументов. Была
выделена специальная комната для картотеки фото- и киноотделов, а после
реэвакуации в 1944 году архива из г. Чкалова организовали дополнительное
фотохранилище и получили 2 комнаты от ЦГВИА, первый звукомонтажный
стол приобрели у ЦСДФ. Но, несмотря на все усилия, добиться открытия ки-
нолаборатории С.И.Жбанкову так и не удалось.
29 ноября 1943 года С.И.Жбанков прибыл из эвакуации в УГА НКВД на
Научный Совет
80
и выступил с докладом «О перспективах работы Централь-
ного Государственного архива кинофотофонодокументов», в котором четко
обрисовал проблемы увеличения сроков хранения фильмов, необходимость
улучшения условий хранения на студиях и запрещение уничтожения на сту-
диях оригинального киноматериала.
Доклад достоин того, чтобы, хотя бы конспективно, рассказать о том, что
С.И.Жбанков в нем осветил. Руководитель отмечал, что, так как почти весь
вновь поступающий материал недостаточно хорошо проявлен и начинает раз-
лагаться (обследование киностудий архивистами показало, что часть мате-
риала с фронтов войны из-за плохой проявки уже погибла), необходима его
реставрационная обработка. С.И.Жбанков в очередной раз поставил перед уп-
равлением вопрос о необходимости оборудования архива новейшей советской
и заграничной аппаратурой для обработки и реставрации документов, органи-
зации кинолаборатории для копирования кинодокументов непосредственно в
архиве (чтобы не выдавать оригиналы на студии, которые возвращаются отту-
да изрезанными). С.И.Жбанков призывал НИКФИ и Центральную научно-
исследовательскую лабораторию архивного управления изучить заграничный
опыт работы и приступить к разработке вопросов хранения, реставрации и
методов продления жизни кинопленки (при этом, он заявил, что «наш архив
считается образцовым по соблюдению режима хранения»).
В докладе начальник архива также отметил, что после войны ожидается
широкое, особенно по войне, использование архивных документов, а для этого
архиву требуются высококвалифицированные кадры в области каждого вида
материалов. Особое внимание С.И.Жбанков уделил задачам собирания мате-