Table of Contents Table of Contents
Previous Page  47 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 47 / 282 Next Page
Page Background

47

Визуальный осмотр остального прибывшего из эвакуации материала под-

твердил его благополучное состояние и он был размещен в камерах на новые

стеллажи (вновь оборудованноефотохранилище было без системыотопления).

Коллектив продолжал заниматься обследование фото- и кинотек, комплекто-

ванием материалов, снятых во время войны (так, за 1944–1945 годы сотруд-

никами архива было обследовано более 10 фото- и кинотек), приводил их в

порядок (в т. ч., инвентаризировали, составляли монтажные листы и карточки,

подбирали негативы к позитивам, работали над путеводителем и каталогами.

Сотрудники архива занимались разборкой фотодокументов, выявляли дубли,

начали инвентаризировать элементы комплекта. Реставрировали кинопленку,

разрабатывали научно-методические вопросы, связанные с деятельностью ар-

хива и улучшением использования документов в военных, научных и культур-

ных целях.

Квалифицированных кадров по работе с кинофотофонодокументами все

еще было недостаточно, поэтому в архиве всему учились сами. После реэва-

куации было принято решение об оборудовании гальванической мастерской и

звуковой лаборатории. На повестке дня все еще стояли вопросы организации

научно-справочной библиотеки, о дополнительных помещениях и лаборато-

рии с новой техникой.

Подводя итоги работы сотрудников архива в годы войны, следует отметить,

что благодаря им документы были сохранены практически полностью, несмот-

ря на эвакуацию и условия, в которых они хранились в этот период. Самоот-

верженный труд всех сотрудников архива, как остававшихся в г. Москве, так и

уехавших в эвакуацию в г. Чкалов, позволил не только сохранить документы

архива, но и не остановить их дальнейший прием на хранение, научное описа-

ние и использование, которое было так необходимо в идеологической борьбе

с фашизмом.

Нам хотелось бы отдельно остановиться на деятельности начальника Цен-

трального государственного архива кинофотофонодокументов УГА НКВД ка-

питана госбезопасности С.И.Жбанкова в период войны, высказав, тем самым,

дань уважения этому незаурядному руководителю.

Организовав первоначальную эвакуацию документов архива и уехав с ними

в г. Чкалов, Стратоник Ильич, наряду с сотрудниками, выполнял все научно-

технические виды работ по приему, обработке и использованию документов (в

т. ч., готовил московские фотовыставки). Не теряя связь с московской частью

архива, из далекого г. Чкалова он организовывал совещания, готовил отчеты о

деятельности архива, писал в УГА НКВД докладные записки о проблемах ар-

хива. Понимая, что после войны архивная коллекция значительно увеличит-

ся, а размещать поступающие на хранение материалы не только уже некуда,

но и нет возможности обеспечивать сохранность уже собранных материалов,

С.И.Жбанков (несмотря на то, что архивное управление сократило ассигнова-

ние хозяйственных расходов госархивов) постоянно ставил перед архивным

управлением задачу технического оснащения ЦГАКФФД СССР и расшире-

ния площадей архива, так как в этих «лоскутных помещениях», как он отмечал,

невозможно решать задачи, стоящие перед архивом в деле комплектования,