46
московское отделение архива на хранение поступило 17 450 фотонегативов (из
них 11 450 с фронтов войны). Научно-технической обработке было подвергну-
то 2320 коробок кинопозитивов, разобрано 30 000 фотонегативов.
Сотрудники разбирали кино и фотоматериал, выявляли дубли, начали ин-
вентаризировать элементы кинокомплекта. Были подобраны и приведены в
порядок запасные жестяные коробки для укладки 4000 ед. хр. кинодокумен-
тов, оборудованы дополнительное помещение для хранилища со стеллажами
на пятьсот погонных метров (в этом хранилище размещены были все фотома-
териалы).
В начале 1943 УГА НКВД распорядилось организовать в архиве отдел Вто-
рой Отечественной войны (но он так и не был образован).
В июне 1943 года архивным управлением был вновь поставлен вопрос
о составлении Путеводителя по архивным кинодокументам. Но, так как все
картотеки были в г. Чкалове, сотрудники провели только предварительную,
а основную часть работы решили начать сразу после реэвакуации. В состав-
лении подобных путеводителей образцов к тому времени еще не было, пути
архиву приходилось искать самостоятельно — и в этом заключалась трудность
работы. В результате принципом построения путеводителя и классификатора
определили тематический.
Несмотря на войну, использование материалов было очень интенсивным.
Исследователи активно копировали на студиях архивные киноматериалы для
новых фильмов и журналов историко-документального содержания, публико-
вали фотографии. В 1943 году в честь 26-й годовщины Октябрьской социа-
листической революции архив принял участие в организации двух фотовыста-
вок — «25 лет архивного строительства в СССР» (на ней архив разместил 100
экспонатов на 5 стендах) и «Центральные государственные архивы в Великой
Отечественной войне» (архив разместил фотоматериалы на 2 стендах).
В октябре 1943 года архив получил задание подобрать материал для некото-
рых документальных фильмов и киносборников (в т. ч., для фильма «За Роди-
ну» Москинохроники, посвященном 25-летию Красной Армии). Поэтому эва-
куированные сотрудники оказали всю возможную помощь работникам студий,
прибывшим в г. Чкалов для отбора материала. Кроме того, УГА НКВД всем го-
сударственным архивам дало поручение выявлять документы для публикации
в печати в целях патриотического воспитания народа и просвещения.
Возвращение архива в г. Москву (на 2-ю Бауманскую улицу) было осущест-
влено тремя партиями. 13 апреля 1944 года вернулись киноматериалы и фоно-
матрицы, 8 мая — часть киноматериалов и фотонегативов, 22 июня прибыла
последняя партия документов. Судя по сохранившимся делопроизводствен-
ным документам архива, кинофотодокументы, научно-справочный аппарат и
оборудование были возвращены полностью (материал из эвакуации отправ-
ляла оставшаяся одна в г. Чкалове киномеханик Чукаева). Но при перевозке
(в конце апреля — начале мая 1944 года) часть кинофотоматериалов подмокла
через протекшую крышу ветхого вагона (53 коробки кино и более 20 фотонега-
тивов), поэтому по прибытии их отдали в НИКФИ для реставрации (и в пос-
ледующие годы материалы для реставрации неоднократно передавали в НИК-
ФИ, но, к сожалению, возвращение их в архив нередко надолго затягивалось).