Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 282 Next Page
Page Background

13

необходимость указывать организацию, авторов, место, время и содержание

съемок, длину и физическое состояние материалов, наличие паспорта и мон-

тажного листа фильма), ведомственные архивы обязывались вести книги учета

производимых ими фотокинонегативов и передавать материалы в Центрархив

в комплекте и с описями (в этот период еще не требовалась сдача разреши-

тельных удостоверений Главреперткома и операторских монтажных листов).

Учреждения же имели право в течение действия срока авторских прав изготав-

ливать для себя позитивы и контратипы со сданных материалов.

Советские архивные органы получили право собирать кинофотодокументы

в личных архивах кинооператоров и фотографов-профессионалов, но при этом

многие ценные кинофотоматериалы на государственное хранение не поступи-

ли, так как права частных собственников не были гарантированы, а, помимо

архивов, и музеи также собирали материалы (покупали или получали в по-

дарок), в то время, как в архив, по закону, материалы могли поступать только

бесплатно.

Предусматривалась организация учета в Центрархиве всех текущих архи-

вов учреждений и прочих мест хранения кинофотодокументов определенной

Декретом тематики, в т. ч. держателей фондов ликвидированных фотоучреж-

дений. В Центрархив также следовало сдавать запрещенные к постановке и

опубликованию кинофотонегативы.

Признание кинофотосъемок документами было первым реальным шагом

государства к организации специализированного архива. Для того, чтобы вы-

яснить объемы будущих поступлений материалов, Центрархив в 1926-1928

годах провел обследование архивов кинофотоорганизаций и редакций журна-

лов Москвы, Ленинграда и других городов, а также киностудий, которые после

реорганизации хранили у себя материалы своих предшественников. Большую

роль сыграл в этом деле бывший сотрудник киностудий и киноорганизаций

Москвы и Ленинграда, инспектор Центрархива Лев Миронович Левин

15

. Ко-

миссия Центрархива, проводившая обследование, увидела, что склады в не-

которых архивах совершенно не оборудованы и переполнены документами.

Дореволюционные и советские, игровые и хроникальные материалы храни-

лись в архивах вперемешку, части фильмов и журналов, фотокинонегативы и

позитивы были перепутаны, учтены за разными номерами, у многих фильмов

и журналов утрачены фрагменты и титры, не было описей, эмульсия с осно-

вы кинопленки разлагалась и сползала (т. е., происходила физическая гибель

кинопленки). Из-за отсутствия пленки и точного учета материалов полнота

комплектов в архивах не восстанавливается. Кроме того, оказалось, что часть

киноматериалов на некоторых складах смыта, распродана или погибла во вре-

мя пожаров, материал выдается для копирования без учета и возвращается не-

редко весь изрезанный.

Здесь следует отметить непоследовательность Центрархива, который за-

прещал демонстрацию на экране материалов, не имеющих негативов, в это же

время, запрещая вырезания негативных фрагментов без замены контратипами,

в 1929 — начале 1930-х годов разрешал выдачу материалов киностудиям, кото-

рые при создании перемонтажных фильмов не копировали, а вырезали фраг-

менты из архивных негативов.