13
необходимость указывать организацию, авторов, место, время и содержание
съемок, длину и физическое состояние материалов, наличие паспорта и мон-
тажного листа фильма), ведомственные архивы обязывались вести книги учета
производимых ими фотокинонегативов и передавать материалы в Центрархив
в комплекте и с описями (в этот период еще не требовалась сдача разреши-
тельных удостоверений Главреперткома и операторских монтажных листов).
Учреждения же имели право в течение действия срока авторских прав изготав-
ливать для себя позитивы и контратипы со сданных материалов.
Советские архивные органы получили право собирать кинофотодокументы
в личных архивах кинооператоров и фотографов-профессионалов, но при этом
многие ценные кинофотоматериалы на государственное хранение не поступи-
ли, так как права частных собственников не были гарантированы, а, помимо
архивов, и музеи также собирали материалы (покупали или получали в по-
дарок), в то время, как в архив, по закону, материалы могли поступать только
бесплатно.
Предусматривалась организация учета в Центрархиве всех текущих архи-
вов учреждений и прочих мест хранения кинофотодокументов определенной
Декретом тематики, в т. ч. держателей фондов ликвидированных фотоучреж-
дений. В Центрархив также следовало сдавать запрещенные к постановке и
опубликованию кинофотонегативы.
Признание кинофотосъемок документами было первым реальным шагом
государства к организации специализированного архива. Для того, чтобы вы-
яснить объемы будущих поступлений материалов, Центрархив в 1926-1928
годах провел обследование архивов кинофотоорганизаций и редакций журна-
лов Москвы, Ленинграда и других городов, а также киностудий, которые после
реорганизации хранили у себя материалы своих предшественников. Большую
роль сыграл в этом деле бывший сотрудник киностудий и киноорганизаций
Москвы и Ленинграда, инспектор Центрархива Лев Миронович Левин
15
. Ко-
миссия Центрархива, проводившая обследование, увидела, что склады в не-
которых архивах совершенно не оборудованы и переполнены документами.
Дореволюционные и советские, игровые и хроникальные материалы храни-
лись в архивах вперемешку, части фильмов и журналов, фотокинонегативы и
позитивы были перепутаны, учтены за разными номерами, у многих фильмов
и журналов утрачены фрагменты и титры, не было описей, эмульсия с осно-
вы кинопленки разлагалась и сползала (т. е., происходила физическая гибель
кинопленки). Из-за отсутствия пленки и точного учета материалов полнота
комплектов в архивах не восстанавливается. Кроме того, оказалось, что часть
киноматериалов на некоторых складах смыта, распродана или погибла во вре-
мя пожаров, материал выдается для копирования без учета и возвращается не-
редко весь изрезанный.
Здесь следует отметить непоследовательность Центрархива, который за-
прещал демонстрацию на экране материалов, не имеющих негативов, в это же
время, запрещая вырезания негативных фрагментов без замены контратипами,
в 1929 — начале 1930-х годов разрешал выдачу материалов киностудиям, кото-
рые при создании перемонтажных фильмов не копировали, а вырезали фраг-
менты из архивных негативов.