16
просмотровый зал (в нем примитивный экран — позолоченная рама от порт-
рета Павла I-го с натянутой простыней) и проекционная аппаратура — старая
«Пате»-передвижка. Помещение для хранения фильмов отдельное, специаль-
но построенное железобетонное здание, крытое железом. Имеется шесть от-
делений (секций) с выходными дверьми наружу. Хранилище с деревянными
полками с противопожарной пропиткой с одним окном против входной двери;
материал в коробках без бобин, намотаны очень туго. Есть вытяжка, в полу-
подвале батарея водяного отопления. Котельная в другом здании. Температура
4 градуса»
21
.Несмотря на то, что архивные помещения не учитывали перспек-
тивы развития архива, не имели оборудования для правильного режима хра-
нения и обработки документов, а на кинолабораторию не было выделено денег
22
, иллюстративный отдел АОР приступил к более активному комплектованию
документами советских кинофотоорганизаций.
Видимо архивное Управление долго не могло определиться и с наименова-
нием должности ответственного за архив работника. По крайней мере, в тече-
ние 1926-1928 годов Л.М.Левин свои документы подписывал архивистом по
фотокино, старшим архивистом АОР (прикомандированным к ОРГО на пра-
вах старшего инспектора Центрархива), ученым хранителем фотокиноархива,
старшим инспектором и заместителем заведующего фотокиноархивом.
Работало в этот период с кинодокументами все еще 3-4 человека (а не как
предполагал проект «первого в мире Центрального Архива иллюстрации по
фото и киносъемкам» — 8-10 человек). Они провели переучет собранных ма-
териалов, занимались приемом и размещением нового материала, созданием
научно-справочного аппарата, делали фотографии (по заказам), обеспечивали
отправку материалов на киностудии для кинокопирования, подготовили фото-
выставку к «10-летию Октября», показывали фильмы киноаппаратом «Пате».
1928–1930
С июня 1928 года в течение трех лет в архив из киноорганизаций стало
поступать в среднем по 400 000 метров кинопленки (по 150–200 фильмов), но
большинство из них было в неупорядоченном виде и без монтажных листов.
Это были фильмы производства ВФКО, отделений «Совкино» (хранивших
кинофильмы предшествующих киноорганизаций — Петроградского киноко-
митета, Петроградского окружного кино-фотоотделения ВФКО, «Севзапки-
но» и т.д.), фильмы национализированных частных фирм и т.п. Архив получал
фотоснимки и фотоальбомы от различных организаций и лиц. Поступило и
некоторое количество фотографий с гравюр, картин, игровых фильмов и мате-
риалов местного значения. Едва справляясь с большим потоком поступающих
материалов, сотрудники вынуждены были инвентаризировать их без разбор-
ки, в порядке поступления
23
.
В конце 1928 года по новому Положению об АОР «Фотокиноархив» полу-
чил статус самостоятельного отдела после раздела иллюстративного отдела на