15
«Архивное дело» Л.М.Левин опубликовал статью «Фото-киноархив», в кото-
рой рассказал о том, что к 10-летию Октябрьской Революции в ведении ар-
хива Октябрьской Революции будет построен фотокиноархив — специальное
хранилище кинолент, в котором станут концентрировать весь исторический
материал. Автор статьи рассказывал, что из-за неупорядоченности докумен-
тов уже утрачено много негативов и в будущем все работы по воспроизведе-
нию копий с кинодокументов должны производиться собственной, образцово
оборудованной лабораторией архива, расположенной на одной территории с
хранилищем; с каждого хранящегося негатива должно быть снято по одному
(контрольному) позитиву, а в случае отсутствия негативов — контратип с име-
ющегося позитива
19
.
Работая в иллюстративном отделе АОР Л.М.Левин изучил постановку
учета и хранения материалов не только в отделе, но и в различных кино- и
фотоорганизациях. Поэтому на основе полученного опыта он методически
подготовил создание самостоятельного архива, выработал предложения по его
организации и штатному расписанию, а также постарался применить на прак-
тике полученные знания в деле организации архива.
1927
Строительство негативохранилища началось на территории Лефортовского
дворца (Военно-исторического архива) в мае 1927 года. К 10-летию Октябрь-
ской революции этот объект на 2-й Бауманской улице предполагалось сдать
в эксплуатацию. Но окончание строительства затягивалось. Л.М.Левин, Ле-
онтьев и взятый на работу в конце года иллюстратор (архивист-консультант)
Тоболин вынуждены были постоянно на месте контролировать ход работ. В
итоге, сдано в эксплуатацию (но не открыто) негативохранилище было в фев-
рале 1928 года
20
.
За четыре месяца до официального открытия, с июня 1927 года, «Фотоки-
ноархив» начал комплектоваться документами из московского и ленинградс-
кого отделений «Совкино», ВФКО, частных кинофирм и «Союзфото».
В октябре 1928 года собранные в АОР материалы из хранилища на Боль-
ной Пироговской улице были перемещены в одноэтажное здание посреди сада
Лефортовского дворца. Считается, что начало архиву положили более 2000
единиц хранения кинодокументов и около 4000 единиц хранения фотодоку-
ментов. Впоследствии оказалось, что часть царских фотоальбомов осталась в
АОР (видимо, из состава материалов Ново-Романовского архива — Полити-
ческой секции 2-го отделения Государственного Архива РСФСР), а некоторые
хроникальные фильмы попали в Государственный Кино-музей (открытый в
феврале 1927 года при кино-кабинете Государственной Академии Художест-
венных Наук).
Рабочие комнаты, фотохранилище и маленький кинозал были оборудова-
ны в бывшей котельной дворца. Спустя 4 года инженер Дорогунцев описал то,
что увидел там: «При Центр.архиве кинофильм имеется монтажная комната и