Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 282 Next Page
Page Background

Глава I

1896–1930

Возникновение идеи государственного киноархива.

Последствия национализации кинопроизводства.

Создание в АОР специализированной структуры,

занимающейся кинофотодокументами

1896–1917

Идея организации российского национального хранилища исторических

киноснимков появилась достаточно быстро после того, как по предложению

Камилла Серфа (Camille Cerf) фирма Братьев Люмьер направила в Москву

операторов Франсиса Дублие (Francis Doublier) и Шарля Муассона (Charles

Moisson), которые осуществили первую киносъемку в России, сняв в мае

1896 года торжества по случаю коронации императора Николая II. Например,

Болеслав Матушевский, фотограф и кинооператор, осуществивший в 1897–

1898 годах 16 киносъемок и 8 фотосъемок царской семьи

4

уже в одном из пи-

сем министру императорского Двора барону В.Б.Фредериксу от 1(21) февраля

1900 года изложил предложение о создании кинематографической библиоте-

ки, основу которой должна была составить собранная им коллекция истори-

ческих киносъемок, с последующей передачей ее в частную Его Императорс-

кого Величества библиотеку

5

.

Он также сформулировал и задачи подобного кинематографического

собрания по комплектованию новыми киноматериалами, их отбору и после-

дующей каталогизации. По сути, Б.Матушевский правильно очертил круг

функциональных обязанностей будущих киноархивов и, даже, выступил как

родоначальник изучения кинодокументов как исторических источников. К

сожалению, Б.Матушевский не нашел поддержку в этом вопросе при россий-

ском императорском дворе, как и другой фотограф и кинооператор — Алек-

сандр Карлович Ягельский.

В1902годуфотографДвораЕгоВеличестваАлександрКарловичЯгельский,

имевший с 1899 года статус поставщика Двора Его Величества (а с 1911 года

статус Фотографа Двора Его Величества, став, таким образом, последним в

этой должности) и, одновременно, проводивший с 1900 года киносъемки цар-

ской семьи, обратился в Канцелярию Министерства Императорского Двора

с ходатайством об учреждении Музея «Историко-Кинематографического»

с коллекцией своих кинокартин, касающихся Николая II и царской семьи

6

.

Для рассмотрения ходатайства при Кабинете Его Величества было образовано

весьма представительное особое Совещание. Но положительное заключение,

отмечавшее важность популяризации царских съемок «для подъема монархи-