Глава I
1896–1930
Возникновение идеи государственного киноархива.
Последствия национализации кинопроизводства.
Создание в АОР специализированной структуры,
занимающейся кинофотодокументами
1896–1917
Идея организации российского национального хранилища исторических
киноснимков появилась достаточно быстро после того, как по предложению
Камилла Серфа (Camille Cerf) фирма Братьев Люмьер направила в Москву
операторов Франсиса Дублие (Francis Doublier) и Шарля Муассона (Charles
Moisson), которые осуществили первую киносъемку в России, сняв в мае
1896 года торжества по случаю коронации императора Николая II. Например,
Болеслав Матушевский, фотограф и кинооператор, осуществивший в 1897–
1898 годах 16 киносъемок и 8 фотосъемок царской семьи
4
уже в одном из пи-
сем министру императорского Двора барону В.Б.Фредериксу от 1(21) февраля
1900 года изложил предложение о создании кинематографической библиоте-
ки, основу которой должна была составить собранная им коллекция истори-
ческих киносъемок, с последующей передачей ее в частную Его Императорс-
кого Величества библиотеку
5
.
Он также сформулировал и задачи подобного кинематографического
собрания по комплектованию новыми киноматериалами, их отбору и после-
дующей каталогизации. По сути, Б.Матушевский правильно очертил круг
функциональных обязанностей будущих киноархивов и, даже, выступил как
родоначальник изучения кинодокументов как исторических источников. К
сожалению, Б.Матушевский не нашел поддержку в этом вопросе при россий-
ском императорском дворе, как и другой фотограф и кинооператор — Алек-
сандр Карлович Ягельский.
В1902годуфотографДвораЕгоВеличестваАлександрКарловичЯгельский,
имевший с 1899 года статус поставщика Двора Его Величества (а с 1911 года
статус Фотографа Двора Его Величества, став, таким образом, последним в
этой должности) и, одновременно, проводивший с 1900 года киносъемки цар-
ской семьи, обратился в Канцелярию Министерства Императорского Двора
с ходатайством об учреждении Музея «Историко-Кинематографического»
с коллекцией своих кинокартин, касающихся Николая II и царской семьи
6
.
Для рассмотрения ходатайства при Кабинете Его Величества было образовано
весьма представительное особое Совещание. Но положительное заключение,
отмечавшее важность популяризации царских съемок «для подъема монархи-