Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 282 Next Page
Page Background

12

вали и деятели культуры. Так, в марте 1921 года один из советских киноде-

ятелей Г.М.Болтянский

12

выступил на 1-й конференции архивных работников

РСФСР с предложением к Главархиву о признании фильмов историческими

документами и собирании киносъемок историко-революционного значения. С

этим же предложением в марте 1925 года на первом съезде архивных работни-

ков РСФСР выступил директор Музея Революции С.И.Мицкевич.

1926

1926 год стал знаменательным в истории отношения государства к кинофо-

тодокументам. 4 февраля был обнародован Декрет «О передаче Центрархиву

РСФСР

13

негативов фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-рево-

люционные значение» и разработаны другие нормативные документы (в том

числе, инструкция по применению Декрета)

14

. Впервые на государственном

уровне признавалось историческое значение хроникально-документальных

фильмов и фотографий, запрещалась их передача из одной организации в дру-

гую (или частным лицам) и уничтожение негативов до просмотра их комис-

сиями организационно-инспекторского отдела Центрархива (состоящими из

троек экспертов — от Центрархива, Музея Революции и ГПУ). Были опреде-

лены источники комплектования и группы кинофотодокументов, подлежащие

сдаче в Центрархив. Отныне, все постоянно занимающиеся производством

названных документов государственные, общественные, кооперативные, част-

ные фотокиноучреждения и предприятия (в том числе, редакции газет и жур-

налов, организации, снабжающие органы печати фотодокументами) обязаны

были по истечении пятилетнего срока со дня изготовления сдавать в Центрар-

хив все негативы фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-револю-

ционное значение. К ним относились материалы о революционном движении,

царской армии, гражданской войне, периоде военного коммунизма, истории

коммунистической партии, правительственных и государственных органах,

народном образовании, армии, съездах Советов, общественно-политическом,

экономическом, культурном и научном состоянии страны, быте, конгрессах

Коминтерна.

В первую очередь следовало отбирать негативы до 1921 года, независимо

от степени их технического состояния. В состав ЕГАФ были включены только

документальные кинофотосъемки. Научно-популярных фильмов, художес-

твенной и научной кинематографии и фотографии Декрет не касался. Сдача

географических съемок, портретов, материалов культурной жизни (особенно

дореволюционных) также не была предусмотрена. Как оказалось впоследс-

твии, это привело к тому, что много ценных документов не было взято на госу-

дарственное хранение и лишь постепенно, в процессе развития архивного дела

в стране, внимание стало уделяться всем видам сохранившихся дореволюци-

онных документов, оригиналам советского периода, было запрещено уничто-

жать негативы и единственные экземпляры позитивов.

Совершенствовалась нормативная база: в документах 1926 года впервые

раскрывались принципы описания документов в текущих архивах (например,