12
вали и деятели культуры. Так, в марте 1921 года один из советских киноде-
ятелей Г.М.Болтянский
12
выступил на 1-й конференции архивных работников
РСФСР с предложением к Главархиву о признании фильмов историческими
документами и собирании киносъемок историко-революционного значения. С
этим же предложением в марте 1925 года на первом съезде архивных работни-
ков РСФСР выступил директор Музея Революции С.И.Мицкевич.
1926
1926 год стал знаменательным в истории отношения государства к кинофо-
тодокументам. 4 февраля был обнародован Декрет «О передаче Центрархиву
РСФСР
13
негативов фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-рево-
люционные значение» и разработаны другие нормативные документы (в том
числе, инструкция по применению Декрета)
14
. Впервые на государственном
уровне признавалось историческое значение хроникально-документальных
фильмов и фотографий, запрещалась их передача из одной организации в дру-
гую (или частным лицам) и уничтожение негативов до просмотра их комис-
сиями организационно-инспекторского отдела Центрархива (состоящими из
троек экспертов — от Центрархива, Музея Революции и ГПУ). Были опреде-
лены источники комплектования и группы кинофотодокументов, подлежащие
сдаче в Центрархив. Отныне, все постоянно занимающиеся производством
названных документов государственные, общественные, кооперативные, част-
ные фотокиноучреждения и предприятия (в том числе, редакции газет и жур-
налов, организации, снабжающие органы печати фотодокументами) обязаны
были по истечении пятилетнего срока со дня изготовления сдавать в Центрар-
хив все негативы фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-револю-
ционное значение. К ним относились материалы о революционном движении,
царской армии, гражданской войне, периоде военного коммунизма, истории
коммунистической партии, правительственных и государственных органах,
народном образовании, армии, съездах Советов, общественно-политическом,
экономическом, культурном и научном состоянии страны, быте, конгрессах
Коминтерна.
В первую очередь следовало отбирать негативы до 1921 года, независимо
от степени их технического состояния. В состав ЕГАФ были включены только
документальные кинофотосъемки. Научно-популярных фильмов, художес-
твенной и научной кинематографии и фотографии Декрет не касался. Сдача
географических съемок, портретов, материалов культурной жизни (особенно
дореволюционных) также не была предусмотрена. Как оказалось впоследс-
твии, это привело к тому, что много ценных документов не было взято на госу-
дарственное хранение и лишь постепенно, в процессе развития архивного дела
в стране, внимание стало уделяться всем видам сохранившихся дореволюци-
онных документов, оригиналам советского периода, было запрещено уничто-
жать негативы и единственные экземпляры позитивов.
Совершенствовалась нормативная база: в документах 1926 года впервые
раскрывались принципы описания документов в текущих архивах (например,