ческих чувств среди населения», не ускорило юридические, организационные
и финансовые согласования по созданию архива (музея), которые продолжа-
лись вплоть до смерти А.К.Ягельского в 1916 году.
По-настоящему идея государственного кинохранилища в России начала
воплощаться в жизнь после того, как Елена Андреевна Третьякова (втораяжена
Сергея Михайловича Третьякова, брата Павла Михайловича Третьякова —
основателя Третьяковской галереи), имевшая необычное, для женщины, увле-
чение — собирание художественных произведений и предметов, относящихся
к российской армии, передала в 1913 году свою коллекцию в дар государству.
Император Николай II столь восхитился этой коллекцией, что распорядился
на ее основе создать музей Русской армии. Закладка здания палаты-хранили-
ща «Войны России» (такое было первоначальное название музея), произошло
3 мая (26 мая по новому стилю) 1913 года в Царском Селе. И в этом музее,
помимо всего прочего, предусматривался зал для демонстрации кинофильмов
военной тематики и, соответственно, кинохранилище. Не случайно, наверное,
Скобелевский комитет именно в 1913 году начинает осуществлять армейские
киносъемки — можно предположить, что ему было поручено пополнять экспо-
зицию музея документальными киносъемками, освещающими жизнь россий-
ской армии. С началом первой мировой войны («Великой» или «Второй Оте-
чественной», как ее тогда называли) концепция музея изменилась и, получив
название «Ратная палата», он начал оформляться как музей Мировой войны,
куда стали поступать экспонаты, демонстрирующие доблесть российской ар-
мии на фронтах войны. Здесь же началась концентрация обширной коллекции
военной кинохроники, в том числе, и присланная в Россию от ее союзников по
войне. В последующем, эта военная кинохроника и коллекция кинохроники
царской семьи, так же хранившаяся в Царском Селе, поступит на хранение в
специализированный государственный кинофотоархив, но это будет уже пос-
ле падения императорской России.
Частное кинофотопроизводство также бурно развивалось в начале ХХ века
и продолжало свой рост даже в условиях мировой войны, Февральской и Ок-
тябрьской революций. На российском кинорынке активно работали не только
отечественные центральные и местные фирмы, прокатные конторы и фотоате-
лье, но и зарубежные отделения кинофирм, однако о создании специализиро-
ванного кинофотохранилища никто из них и не помышлял.
1918–1925
С началом гражданской войны, в марте 1918 года, во избежание гибели и
вывоза документов за границу, Советская власть, установив рабочий контроль
на кинофабриках, начала национализацию кинофотопредприятий. В это же
время, в апреле 1918 года, «Киногазета» поставила вопрос о создании «ки-
номузея истории» — архива кинофотодокументов, «где были бы собраны все
фильмы, отражающие важные события в истории государства». Но этот при-
зыв услышан еще не был, так как Декретом СНК РСФСР от 1 июня 1918 года