Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 282 Next Page
Page Background

ческих чувств среди населения», не ускорило юридические, организационные

и финансовые согласования по созданию архива (музея), которые продолжа-

лись вплоть до смерти А.К.Ягельского в 1916 году.

По-настоящему идея государственного кинохранилища в России начала

воплощаться в жизнь после того, как Елена Андреевна Третьякова (втораяжена

Сергея Михайловича Третьякова, брата Павла Михайловича Третьякова —

основателя Третьяковской галереи), имевшая необычное, для женщины, увле-

чение — собирание художественных произведений и предметов, относящихся

к российской армии, передала в 1913 году свою коллекцию в дар государству.

Император Николай II столь восхитился этой коллекцией, что распорядился

на ее основе создать музей Русской армии. Закладка здания палаты-хранили-

ща «Войны России» (такое было первоначальное название музея), произошло

3 мая (26 мая по новому стилю) 1913 года в Царском Селе. И в этом музее,

помимо всего прочего, предусматривался зал для демонстрации кинофильмов

военной тематики и, соответственно, кинохранилище. Не случайно, наверное,

Скобелевский комитет именно в 1913 году начинает осуществлять армейские

киносъемки — можно предположить, что ему было поручено пополнять экспо-

зицию музея документальными киносъемками, освещающими жизнь россий-

ской армии. С началом первой мировой войны («Великой» или «Второй Оте-

чественной», как ее тогда называли) концепция музея изменилась и, получив

название «Ратная палата», он начал оформляться как музей Мировой войны,

куда стали поступать экспонаты, демонстрирующие доблесть российской ар-

мии на фронтах войны. Здесь же началась концентрация обширной коллекции

военной кинохроники, в том числе, и присланная в Россию от ее союзников по

войне. В последующем, эта военная кинохроника и коллекция кинохроники

царской семьи, так же хранившаяся в Царском Селе, поступит на хранение в

специализированный государственный кинофотоархив, но это будет уже пос-

ле падения императорской России.

Частное кинофотопроизводство также бурно развивалось в начале ХХ века

и продолжало свой рост даже в условиях мировой войны, Февральской и Ок-

тябрьской революций. На российском кинорынке активно работали не только

отечественные центральные и местные фирмы, прокатные конторы и фотоате-

лье, но и зарубежные отделения кинофирм, однако о создании специализиро-

ванного кинофотохранилища никто из них и не помышлял.

1918–1925

С началом гражданской войны, в марте 1918 года, во избежание гибели и

вывоза документов за границу, Советская власть, установив рабочий контроль

на кинофабриках, начала национализацию кинофотопредприятий. В это же

время, в апреле 1918 года, «Киногазета» поставила вопрос о создании «ки-

номузея истории» — архива кинофотодокументов, «где были бы собраны все

фильмы, отражающие важные события в истории государства». Но этот при-

зыв услышан еще не был, так как Декретом СНК РСФСР от 1 июня 1918 года