34
концу года в Центральном фонофотокиноархиве СССР работало 28 человек:
1 руководитель, 14 научных, 13 архивно-технических и прочих — 8 человек
64
.
Киноотдел, возглавляемый новым начальником М.П.Поповой
65
, занимал-
ся «политревизией» материала (при плане 155 500 метров было проверено
121 217), составлением монтажных листов на немой и звуковой материал (при
плане 218 500 сделано 293 345 метра), составлением тематической (при плане
12 400 сделано 20 615 карточек) и справочной картотек (при плане 6500 карто-
чек сделано 3045 карточек), технической ревизией кинодокументов (при пла-
не 288 000 метров проверено 420 000 метров), ремонтом и чисткой материала,
систематизацией карточек, перепечаткой монтажных листов. Научные сотруд-
ники работали по подбору и учету материалов в камере хранения, техники де-
монстрировали материал на экране, ремонтировали киноаппаратуру
66
.
Из хозяйственных работ в 1937 году была проведена коренная реконструк-
ция отопления и вентиляции камер хранения.
Несмотря на то, что 1937 год был особенно тяжелым для фотоотдела (за
этот период сменилось 3 заведующих отделом и не хватало 1 научного сотруд-
ника из 4-х), удалось обслужить посетителей больше, чем в 1936 году, отдел
продолжал заниматься «политревизией» фотонегативов (при запланирован-
ных 60 000 было проверено 44 000), инвентаризацией фотоматериалов (30 910
по плану, проверено 12 693). Сотрудники отдела составили 43 595 справочных
(из 49 320 по плану) и 22 000 карточек сделали для тематической картотеки (из
34 540 по плану)
67
. Остается только удивляться, как люди, не имевшие специ-
ального образования и никогда раньше не работавшие с кинофотодокумента-
ми, смогли справляться с такими заданиями.
В эти годы для архива достаточно серьезной была проблема комплектова-
ния документами. Неоднократная смена коллектива и недостаточно высокий
профессиональный уровень сотрудников привели к тому, что множество цен-
ных материалов не было принято на государственное хранение и уничтожено
на студиях как «макулатура». Вплоть до 1937 года комплектование архива но-
сило неорганизованный, неплановый характер. Так как у организаций (особен-
но у создателей фотодокументов) были свои проблемы в хранении документов,
они нередко в первую очередь сдавали в архив некачественные и дублетные
документы, а также случайно отложившуюся продукцию без сопроводитель-
ной документации, раскрывающей исторические данные документов.
Все это сильно затрудняло учет и научную обработку документов (в 1938,
1940, 1942, 1947 и 1948 годах архив затратил много усилий по выделению в
«макулатуру» фотоматериалов, в том числе материалов этнографического ха-
рактера, не подлежащих постоянному хранению). Особенно ненормально про-
исходило комплектование архива фотодокументами из-за раздробленности их
производства вообще и отсутствия сколько-нибудь организованного хранения
в ведомствах.
С 1937 года комплектование архива, наконец, было организационно оформ-
лено: в основном, разработаны принципы комплектования и состав комплекта,
в каком кинофотофонодокументы должны поступать в архив; налажен пред-
варительный учет их в ведомствах; установлены виды сопроводительной до-