35
кументации и технические требования к сдаваемым в Государственный архив
документам и т.д. И архив развернул более широкую и более систематическую
концентрацию документальных материалов. Но к этому времени в кинохра-
нилище уже не осталось площадей для размещения документов. Понадоби-
лись весьма настойчивые хлопоты С.И.Жбанкова, чтобы «реанимировать» в
1937 году распоряжение Управляющего ЦАУ СССР Н.В.Мальцева от 23 июня
1936 года, и программное задание на строительство нового здания архива с хра-
нилищами было все-таки составлено. В соответствии с предварительным про-
ектом (который был закончен только в 1939 году) двухэтажное здание архива
(на 1-м этаже должны были быть рабочие помещения, а на 2-м — кинохранили-
ща), но без кинолаборатории, предполагалось построить на Новорублевской
улице, завершив первую очередь строительства в 1945 году
68
. Но с началом
войны об этих планах пришлось забыть.
В 1937 году журнал «Архивное дело» №2/43 опубликовал статью научного
сотрудника архиваП.Бычкова «Оработе киноотделаЦентрального кино-фото-
фоно-архива» в которой автор подвел, фактически, итоги деятельности архива
за 10 лет своего существования. П.Бычков писал, что и в 1937 году архивный
материал не обработан по-настоящему, или очень примитивно, и в этом он ви-
нил А.Г.Даугель-Дауге и В.Д.Зубкова (что было не очень-то красиво, т.к. они
в это время сидели в лагерях). В статье говорилось о плохом температурном
режиме в хранилищах архива, резких его колебаниях, из-за чего происходят
химические изменения на пленке — отслоения эмульсии, выступление солей,
образующиеся окиси азота переходят в азотную кислоту, тем самым ускоряя
процесс разложения изображения, создавая возможность самовозгорания.
П.Бычков писал, что представители кинофабрики вынимают из негатива
нужные им куски, монтируют и на фабрике с них снимают копии, что наносит
негативам непоправимый урон. В противовес этому, П.Бычков предлагал сни-
мать лавандовые копии для последующего использования их заказчиками —
так можно и оригинал сохранить и заказчиков удовлетворить. В противном
случае есть опасность вывода из строя всего архивного кинофонда. В статье
давалась характеристика хранящегося в архиве кинофонда, это: наличие кино-
документов с техническим браком, дублей, инсценировок и т.д.
П.Бычков высказал идею, по которой из киножурналов отбирались бы
для последующего хранения только ценные сюжеты, а не ценные (по его мне-
нию), должны были уничтожаться с соответствующей пометкой в документах.
К счастью, эта идея, в последующем, никогда серьезно, на практике, не обсуж-
далась.
Ив это время, и в последующие годы в архиве не выделялась к уничтожению
«киномакулатура», но из статьи нам становится известно, что зимой 1936 года
было подготовлено несколько десятков тысяч кинофотоматериалов для унич-
тожения, на которое Центрпроверком не дал разрешения. И в 1937 году они
так и лежали в тюках на стеллажах.
П.Бычков в статье давал оценку проводимых в архиве работ: материалы
архива находятся в плохом состоянии, а реставрационная мастерская ЦАУ
СССР помочь в решении этого вопроса ничего сделать не может. Описание ма-