Table of Contents Table of Contents
Previous Page  20 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 282 Next Page
Page Background

20

большой объем технической работы в архиве, Комиссия рекомендовала увели-

чить его штат за счет опытных «монтажистов». В итоговом документе Комис-

сия зафиксировала, что в 1926–1932 годах в Кино-архиве работало 188 заказ-

чиков, было использовано 66 000 метров пленки. И хотя только 4 года назад

архив переехал в новое здание на 2-й Бауманской улице, материалов в его хра-

нилище было уже сконцентрировано столько, что прием новых поступлений

стал невозможен (на момент проверки архива кинодокументы хранились в 4-х

камерах, а фото- и фонодокументы каждые в своей камере; наличие в архиве

фонодокументов, видимо объяснялось тем, что другого места для них не нашли

и, в перспективе, уже тогда мысль о едином кинофотофоноархиве «носилась

в воздухе»). Поэтому, учитывая рекомендации Комиссии, в ноябре 1932 года

ЦАУ РСФСР признало целесообразным начать строительство и техническое

оснащение нового здания архива (но решение выполнено не было).

Как ни странно, несмотря на положительную оценку деятельности архива

в целом, Комиссией было предложено заменить руководителя архива. Одна-

ко В.Д.Зубков продолжал возглавлять фотокиноархив, а через полгода после

вступления в должность принял на себя еще и обязанности неофициального

руководителя архива звуковых записей — ЦГАЗЗ ЦАУ СССР, который был

образован 7 декабря 1932 года. Этот архив после открытия разместили в зда-

нии фотокиноархива (ЦФКА) ЦАУ РСФСР с подчинением заведующему фо-

токиноархива. Сложилась такая ситуация, при которой были фактически объ-

единены два архива различного подчинения — Центральный фотокиноархив

(ЦФКА) РСФСР подчинялся ЦАУ РСФСР, а ЦАЗЗ — ЦАУ СССР.

Понизили в должности Василия Дмитриевича Зубкова 3 апреля 1933 года,

переведя заместителем заведующего

34

. Возглавлять архив в течение четырех

месяцев ЦАУ поручило Дмитрию Николаевичу Бассалыго (1884–1969)

35

. Это

был известный человек в мире кино. Родившийся в Минской губернии, он

учился в технологическом институте (г. Харьков) и на юридическом факуль-

тете Московского университета (1910–1914). Был учеником студии МХАТ.

Член РСДРП с 1904 года, участвовал в революционном движении. Делегат

V (Лондонского) съезда РСДРП. Занимался артистической деятельностью в

г. Москве, в 1915–1917 годах работал в Акционерном обществе «А.Ханжонков

и К» помощником режиссера Евгения Бауэра. С 1917 года — на партийной ра-

боте. С 1918 года жил в г. Саратове, работал в отделе искусств губисполкома.

Д.Н.Быссалыго был одним из организаторов театра для детей (ныне Саратов-

ский академический театр юного зрителя им. Ю.П.Киселева), а также Высших

государственных мастерских театрального искусства (впоследствии — Сара-

товское театральное училище им. И.А.Слонова). Служил в Красной армии. В

1920 году Д.Н.Бассалыго был отозван с фронта в распоряжение Наркомпроса

для создания и руководства Центрального Управления театров Наркомпроса.

В 1923–1926 годах — организатор, председатель правления, заведующий про-

изводством и режиссер Акционерного Общества «Пролетарское кино» («Про-

леткино»), член редакционного совета журнала «Кино-фронт». На выставке

декоративного искусства в г. Париже в 1925 году режиссеру Д.Н.Бассалыго

была присуждена золотая медаль за фильм «Из искры пламя»

36

.