20
большой объем технической работы в архиве, Комиссия рекомендовала увели-
чить его штат за счет опытных «монтажистов». В итоговом документе Комис-
сия зафиксировала, что в 1926–1932 годах в Кино-архиве работало 188 заказ-
чиков, было использовано 66 000 метров пленки. И хотя только 4 года назад
архив переехал в новое здание на 2-й Бауманской улице, материалов в его хра-
нилище было уже сконцентрировано столько, что прием новых поступлений
стал невозможен (на момент проверки архива кинодокументы хранились в 4-х
камерах, а фото- и фонодокументы каждые в своей камере; наличие в архиве
фонодокументов, видимо объяснялось тем, что другого места для них не нашли
и, в перспективе, уже тогда мысль о едином кинофотофоноархиве «носилась
в воздухе»). Поэтому, учитывая рекомендации Комиссии, в ноябре 1932 года
ЦАУ РСФСР признало целесообразным начать строительство и техническое
оснащение нового здания архива (но решение выполнено не было).
Как ни странно, несмотря на положительную оценку деятельности архива
в целом, Комиссией было предложено заменить руководителя архива. Одна-
ко В.Д.Зубков продолжал возглавлять фотокиноархив, а через полгода после
вступления в должность принял на себя еще и обязанности неофициального
руководителя архива звуковых записей — ЦГАЗЗ ЦАУ СССР, который был
образован 7 декабря 1932 года. Этот архив после открытия разместили в зда-
нии фотокиноархива (ЦФКА) ЦАУ РСФСР с подчинением заведующему фо-
токиноархива. Сложилась такая ситуация, при которой были фактически объ-
единены два архива различного подчинения — Центральный фотокиноархив
(ЦФКА) РСФСР подчинялся ЦАУ РСФСР, а ЦАЗЗ — ЦАУ СССР.
Понизили в должности Василия Дмитриевича Зубкова 3 апреля 1933 года,
переведя заместителем заведующего
34
. Возглавлять архив в течение четырех
месяцев ЦАУ поручило Дмитрию Николаевичу Бассалыго (1884–1969)
35
. Это
был известный человек в мире кино. Родившийся в Минской губернии, он
учился в технологическом институте (г. Харьков) и на юридическом факуль-
тете Московского университета (1910–1914). Был учеником студии МХАТ.
Член РСДРП с 1904 года, участвовал в революционном движении. Делегат
V (Лондонского) съезда РСДРП. Занимался артистической деятельностью в
г. Москве, в 1915–1917 годах работал в Акционерном обществе «А.Ханжонков
и К» помощником режиссера Евгения Бауэра. С 1917 года — на партийной ра-
боте. С 1918 года жил в г. Саратове, работал в отделе искусств губисполкома.
Д.Н.Быссалыго был одним из организаторов театра для детей (ныне Саратов-
ский академический театр юного зрителя им. Ю.П.Киселева), а также Высших
государственных мастерских театрального искусства (впоследствии — Сара-
товское театральное училище им. И.А.Слонова). Служил в Красной армии. В
1920 году Д.Н.Бассалыго был отозван с фронта в распоряжение Наркомпроса
для создания и руководства Центрального Управления театров Наркомпроса.
В 1923–1926 годах — организатор, председатель правления, заведующий про-
изводством и режиссер Акционерного Общества «Пролетарское кино» («Про-
леткино»), член редакционного совета журнала «Кино-фронт». На выставке
декоративного искусства в г. Париже в 1925 году режиссеру Д.Н.Бассалыго
была присуждена золотая медаль за фильм «Из искры пламя»
36
.