58
нения личных анкет и пропусков исследователей, выдачу дел по требованию
и под расписку. Приказом определялись правила копирования и выдачи до-
кументов пользователям, устанавливалась обязанность исследователей предо-
ставлять в архивы экземпляры опубликованных работ. Допуск иностранцев в
архивы осуществлялся через НКИД с разрешения начальника ГАУ НКВД.
Кинофотодокументы до 1945 года архив стал получать далеко не сразу. И,
так как в архиве не хватало места в архивохранилищах, то, например, доку-
ментальные киноматериалы из Германии поступили в Госфильмофонд, а не
в ЦГАКФФД СССР. Позднее архив произвел обмен материалами с Госфиль-
мофондом — ЦГАКФФД передал ГФФ часть ранних игровых фильмов (на-
пример, «Оборону Севастополя» и др.), а ГФФ — архиву некоторое количес-
тво хроникальных фильмов. Фотоматериалы после войны привозили в архив
мешками от Фотохроники ТАСС и других организаций.
Большую часть хранящихся в архиве кинодокументов в этот период со-
ставляла продукция Центральной студии документальных фильмов (бывшей
Союзкинохроники) и дореволюционные киноматериалы производства фирм
Альянс, Аполлон, Биохром, Гомон, А.Дранкова, Пате, Пегас, Паризиана, Ско-
белевского комитета, А.Ханжонкова, Эклер, а советского периода —производс-
тва кинопредприятий, Всероссийскогофото-киноотделаНаркомпроса-ВФКО,
Петроградского Окружного фото-киноотдела-ПОФКО, Госкино, Севзапкино,
Пролеткино, Востоккино, Совкино, Межрабпом-Русь. Как дореволюционные
(1896–1917), так и послереволюционные (1917–1947) киноматериалы явля-
лись исключительно хроникально-документальными.
Из-за отсутствия в архиве лаборатории реставрации сотрудники могли
проводить лишь ручную чистку документов. В НИЛ ГАУ НКВД также не
было специального оборудования для обработки и реставрации дефектной ки-
нопленки. Необратимо поврежденные фрагменты разрешено было вырезать,
хранить отдельно и вести за ними наблюдение. При этом в архиве соблюдалось
строгое правило сугубо индивидуального подхода к каждой единице хранения.
Уничтожали только то, что невозможно было спасти. Поэтому С.И.Жбанков в
мае 1945 года поставил перед ГАУ НКВД вопрос об интенсификации работ по
организации лаборатории реставрации для технического обеспечения состо-
яния документальных материалов при длительном хранении, а пока он взял
под личный контроль техническое обеспечение сохранности кинодокументов.
В рамках повышения обеспечения сохранности архивных документов была
создана хронологическая картотека, проводились проверки технического со-
стояния кинонегативов и их профилактика, осуществлялась передвижка кино-
документов в камерах.
К осеннему сезону архив провел ремонт центрального отопления и поме-
щений, оборудовал стеллажи, заготовил бланки тематических и справочных
карточек для кинофотоотделов.
В ноябре 1945 года С.И.Жбанков разработал на основе Положения об архи-
ве новое штатное расписание, в котором выдвинул идею организации нового
отдела ведомственных архивов (комплектования) в составе 2-х человек.