64
гативы изображения студии, как правило, передавали в изрезанном виде или
неполные по содержанию, не соответствовавшие позитивам и лавандам. Мате-
риал был часто полностью амортизирован, с большими дефектами. Киномате-
риалы практически уже погибали. При этом, режим хранения при перевозке
кинодокументов часто нарушался, а ГАУ НКВД в решении этого вопроса ар-
хиву не помогал, поэтому архиву пришлось со студиями проводить совеща-
ния по этой проблеме. Так как описей не было, архивисты все материалы сами
проверяли и составляли хронологическую картотеку с данными технического
состояния каждого документа, проводили чистку негативов.
С.И.Жбанков в объяснительной записке в ГАУ НКВД докладывал, что все
материалы разобраны, описаны, составлены тематические карточки, не обра-
ботана только иностранная кинохроника, но перевод ее требует привлечения
переводчиков, а на это требуются большие деньги.
1945–1946 годы продолжали быть сложными для архива и в отношении
комплектования фотодокументами. Фототеки и редакции материал готовили
для сдачи в архив неохотно, плохо, без аннотаций. Архивистам приходилось
самим разбирать и расшифровывать содержание принимаемых на хранение
снимков.
В 1946 году в архиве числилось на хранении (без фонодокументов) 12 360
коробок (около 3,5 миллионов метров) кинодокументов в негативах и позити-
вах, 234 580 ед. хр. фотодокументов, 1063 альбомов (в них около 180 000 сним-
ков).
Спрос на кинофотодокументы архива продолжал расти — кинодокумен-
ты архива (негативы) выдавались ЦСДФ (темы — Болгария, Венгрия, Мак-
сим Горький, «зима», Д.Джамбул, М.И.Калинин, пионерия), Союздетфильму,
Мосфильму, Киевской, Тбилисской, Ереванской, Куйбышевской киностуди-
ям, ВГИК, Московскому дому кино, театру им. М.Н.Ермоловой, Дому актеров,
ЦДРИ и др.
Архив был определен научно-методическим центром для республиканских
профильных архивов.
По мере возможности, архив улучшал свою материальную базу: замени-
ли старый кинопроектор на новый, привели всю электропроводку в порядок,
подготовили новое помещение для кинодокументов, установили новые водо-
сточные трубы, отремонтировали крыши, покрасили рабочие помещения и
хранилища, заготовили ящики для фотонегативов, надеялись на приобрете-
ние различного необходимого технического оборудования для копирования и
реставрации кинофотодокументов, планировали провести демонтаж старой и
монтаж новой киноустановок.
Важным в деятельности администрации архива в это время было утверж-
дение планового задания на проектирование строительства здания архива и
поиск площадки для его строительства.
Архив продолжал заниматься повышением деловой квалификации своих
кадров. С этой целью проводилось 6 видов технической учебы за год: 1) по
фонодокументам, 2) о научных принципах построения тем классификатора и
методы его применения, 3) технология кинопленки и ее естественное старение,