Вы здесь

Россия в кинокадре. 1896–1916

Выступление начальника отдела информационного обеспечения Г.В. Королевой на Музейном проекте «Кинолето», посвященном Году кино, состоявшемся в Ярославском музее-заповеднике

4 июня 2016 г.г. Ярославль

Добрый вечер! Я представляю Российский государственный архив кинофотодокументов – особо ценный объект культурного наследия народов РФ. Наш архив – крупнейшее и старейшее в мире государственное хранилище аудиовизуальных документов. В этом году нам исполняется 90 лет со дня основания. На государственном хранении в нашем архиве находятся более 45000 наименований кинодокументов начиная с первой киносъёмки в России – коронации императора Николая Второго до настоящего времени, около полутора миллионов оригинальных фотодокументов с 1850 года по настоящее время: это и дагерротипы, и ферротипии, и альбомы, в том числе принадлежавшие царской семье, и негативы на стекле и пленке , и современные цифровые фотоизображения; а также с 1992 года – видеодокументы, созданные в профессиональном формате.

Существующий ныне комплекс кинодокументов дореволюционной России, хранящийся в РГАКФД, сложился из хроникально-документальных материалов, реквизированных советской властью при национализации кинопромышленности со складов кинофабрик и кинофирм.

Всего в настоящее время в архиве храниться около 960 дореволюционных кинохроник.

Итак, с чего все начиналось.

Первый фильм, показанный зрителям 28 декабря 1895 братьями Люмьер на бульваре Капуцинов, был документальным: оператор запечатлел прибытие поезда на станцию Ла Сиота. Десятилетия спустя Андрей Тарковский назовет этот фильм гениальным. Что же такого было там гениального? К ничем не выдающейся станции подошел ничем не выдающийся поезд, из него вышли обычные пассажиры и – не обращая внимания на крутящего ручку оператора (кто тогда мог знать, чем он занимается?) – пошли по перрону. Гениальной в этом фильме была сама жизнь, ее подлинность, ее неповторимость!

В России первая киносъемка была сделана в 1896 году.

В мае 1896 года для съемок церемонии коронации Российского императора Николая II, которая согласно обычаю происходила в Москве, прибыли французские кинооператоры фирмы «Братья Люмьер». 5 мая 1896 года московская газета «Новости дня» писала: «в числе прибывших на коронацию Николая II корреспондентов г. Камилл Серф, направленный в Москву г. Луи Люмьером, вооружен очень интересным прибором – синематографом… Он будет снимать все торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет увидеть. Но, во всяком случае, этим способом с документальной точностью будут воспроизведены все части кортежа и все его моменты». Коронационные торжества в Кремле были запечатлены довольно подробно. Съемка коронации Николая II была первой киносъемкой в России и вместе с тем одной из первых в мире съемок актуальной политической хроники.

(В фундаментальном новом каталоге "Кинопродукция братьев Люмьер", выпущенном во Франции к 100-летию кино, названы четыре кинооператора, которые снимали «Коронацию» - Франциск Дублие, Камилл Серф, Шарль Муассон и Александр Промио)

(Фильм «Коронация») Арх.№ 4875

Позитивная копия съемки коронационных торжеств была поднесена Люмьером императору Николаю II и, по-видимому, встретила его одобрение. Во всяком случае, она положила начало особому виду дореволюционной русской кинохроники, так называемой «царской хроники», которая снималась в России систематически с 1896 по 1917 год главным образом русскими кинооператорами и без специального расчета на показ в коммерческой киносети.

Первым придворным кинооператором был поляк Болеслав Матушевский. После того как Матушевский уехал в Париж, обязанности придворного кинооператора стал исполнять компаньон фирмы «К.Е. фон Ган и Ко» Александр Карлович Ягельский. Его съемки легли в основу так называемого Царскосельского архива. Фирма фон Гана производила съемки царя и с разрешения Министерства двора, начиная с 1907 года, передавала отдельные сюжеты этих съемок прокатчикам для демонстрации. Позднее право на съемки царской семьи получили также Александр Осипович Дранков и Виктор Карлович Булла.

Поначалу "царская хроника" утвердилась в качестве постоянной рубрики экрана, открывавшей программу каждого сеанса: приемы во дворце, встречи с иностранными монархами, воинские смотры и т. п. Кстати, сам император увлекался фотографией, разрешал снимать себя и киноаппаратом, хотя о кинематографе порой высказывался неодобрительно. Тем не менее, в семейной переписке часты упоминания о киносеансах и просмотренных лентах. Придворные кинооператоры снимали быт двора, частную жизнь, развлечения, прогулки, пикники и прочее.

Царские хроники, хранящиеся в РГАКФД, это киноархив царских съемок ( около 20 000 метров пленки), реквизированный в Царском Селе. В состав архива входят в основном киносъемки оператора А.К.Ягельского.

Вплоть до 1905 года включительно в России производились только случайные документальные съемки.

В 1904-1905 годах в Москве открылись постоянные отделения французских фирм «Пате» и «Гомон» . Их представители осуществляли демонстрацию фильмов ( в основном французских), продажу кинопленки, киносъемочной и проекционной аппаратуры. Операторы снимали также наиболее интересные события в Москве, Санкт-Петербурге и провинциальных городах. В 1907 году на экраны вышли первые четыре хроникальных фильма фирмы «Гомон» о русской жизни.

1908 год – это год рождения собственного русского кинопроизводства. Фирма «Пате» выпустила свой первый русский фильм «Донские казаки». Несмотря на то, что он включал в себя только кадры джигитовки казаков и их лагерной жизни, коммерческий успех фильма был необыкновенным. Около 20 хроникальных фильмов снял А.О.Дранков. Наиболее ценными из них были съемки писателя Льва Николаевича Толстого и Председателя Совета Министров Петра Аркадьевича Столыпина.

В 1907-1908 годах съемки кинохроники в разных городах России приобрели систематический характер. За четыре года с возникновения собственного русского кинопроизводства (с 1908 по 1911 год) кинофирмами было выпущено на экраны около тысячи хроникальных фильмов.

Первые научные съемки в России были проведены под руководством адмирала Степана Макарова еще в 1898 г. для изучения сил, воздействующих на корпус ледокола. Отечественное производство научно-популярных (или, как их тогда называли, "просветительных") фильмов началось в 1907 г. с этнографических и географических картин (Живописная Россия, По Волге, По Кавказу и др.). Наиболее важный вклад в российское научно-популярное кино в дореволюционный период внес Научный отдел, работавший в 1911 — 1916 гг. на кинофабрике Александра Ханжонкова.

Некоторые из первых научно-исследовательских фильмов оказались настолько интересными, что возникла мысль показать их широкой публике. Появилась возможность увидеть в динамике скрытые, малоизвестные или недоступные глазу стороны жизни животных и растений, а также явления и процессы, протекающие в неживой природе, наглядно постичь действие физических законов, принципы работы машин и т. д.

Необычные ландшафты, повадки зверей и птиц, мир насекомых и обитателей моря, быт, обычаи далеких стран, остатки древних культур стали благодатным материалом для кинооператоров.

В РГАКФД хранятся довольно интересные съемки французской фирмы «Патэ» - выпуск «Патэ-журнала» «Наука и природа» об аксолотле. 1910 г., который с уверенностью можно отнести к научно-популярным фильмам.

Аксолотль (лат. Ambystoma mexicanum) - это одно из самых фантастических животных. Это неотеническая личинка саламандры, это означает, что она достигает половой зрелости, не превратившись во взрослую форму.

Драконы аксолотли обитают в озерах Сочимилько (Xochimilco) и Чалько (Chalco) в Мексике, однако, в результате стремительной урбанизации, ареал сокращается. К счастью, они довольно просто размножаются в неволе, к тому же представляют научную ценность из-за своей особенности, они могут регенерировать жабры, хвост и даже конечности. Изучение этой особенности привело к тому, что в неволе их содержится довольно много.

(Фильм об аксолотле) Арх.№ 12215

До начала Первой мировой войны кинофирмы продолжали снимать бытовые, спортивные, видовые сюжеты, праздники, катастрофы, военные парады и смотры, светскую и дипломатическую хронику. Мирная жизнь закончилась в 1914 году. Как и вся страна, кинематограф перестроился на военный лад.

В РГАКФД хранится игровой фильм режиссера Якова Протазанова «Рождество в окопах» производства «Русской золотой серии» 1914 г. Это первый из ранних игровых фильмов, авторский монтаж которого восстановлен в архиве. Изначально данный фильм считался отдельными сюжетами о быте на фронте. Но при просмотре на экране стало ясно, что это не отдельные сюжеты , а фильм. И не хроникальный, а игровой. «Фронтовые» съемки были проведены на натуре, но последний план снят в павильоне. На основании литературных источников, описей к кинодокументу, нумерации титров была восстановлена последовательность титров с сюжетами в соответствии с их нумерацией. В результате можно считать прокатный вариант фильма практически полным.

Восстановление фильма «Рождество в окопах» тем более важно, что как писал Михаил Арлазоров « их девятнадцати фильмов, поставленных Яковом Протазановым за этот год, войне посвящены только два – психологический этюд «Лицо войны» и снятый специально для солдат русской армии, находящихся на передовых позициях фильм «Рождество в окопах». Как считал С.С. Гинзбург, практически все фильмы «Руссой золотой серии» были вывезены за границу и по-видимому окончательно утеряны. Оказалось, что это не так и один фильм из этой серии храниться в нашем архиве.

Кроме того в фильме вы увидите способ соединения отдельных монтажных кадров - НАПЛЫВ, плавный переход изображения одной сцены фильма в изображение следующей сцены.

(Фильм «Рождество в окопах») Арх.№ 991

С начала войны и вплоть до 1915 года по распоряжению Штаба Верховного Главнокомандующего монопольное право съемок непосредственно на фронте было дано организованному при Скобелевском просветительном комитете военно-кинематографическому отделу. С первых месяцев войны Скобелевский комитет выпускает на экраны России собственный серийный военный киножурнал «Русская военная хроника» о событиях на Юго-Западном фронте войны и в Ставке Верховного Главнокомандующего. На экраны выходят оперативно снятые и смонтированные выпуски военной хроники. В 1915 году комитет выпустил на экраны среди других такие фильмы «Бои под Барановичами» и «Падение Перемышля», в 1916 – «Штурм и взятие Эрзерума» и «Падение Трапезунда».

В 1916 году Скобелевский комитет принял участие в рекламировании военного займа средствами кинематографа. Киножурнал «Живая фотография» за 1916 год сообщал : «Кинематографический отдел Скобелевского комитета взял на себя пропаганду военного займа во всех городах России при посредстве кинематографа. Для этой цели будут демонстрироваться все ленты Скобелевского комитета, иллюстрирующие боевые эпизоды».

Вашему вниманию предлагаю единственную, сохранившуюся рекламу военного займа, выпущенную Скобелевским комитетом.

(Рекламный ролик). Арх.№ 12093

Кинодокументы периода Первой мировой войны – это самая большая тематическая группа кинодокументов дореволюционного периода, хранящихся в РГАКФД. Она насчитывает более 500 единиц хранения. В состав этой группы кинодокументов входят фильмы и журналы военного периода различных российских кинофирм, отдельные киносюжеты, не вошедшие в фильмы или киножурналы, а также фильмы и киножурналы других стран, купленные для перевода и демонстрации их на русском киноэкране. Документы Первой мировой войны хронологически охватывают период с первых дней войны по 1917 год и завершаются выпуском Скобелевского комитета «В дни мирных переговоров на фронте» (1917).

Хочу вас заверить, что комплекс кинодокументов с 1896 по 1916 год, хранящийся в РГАКФД, несомненно, один из самых интересных и ценных в мировом собрании аудиовизуальных документов. Много и таких кинодокументов, которые хранятся только у нас и составляют золотой фонд в культурном наследии России. Некоторые из них вы сегодня увидели.

Спасибо за внимание.