Вы здесь

Ко Дню Воздушного Флота России

Категория новостей: Новости

Специальные воздухоплавательные подразделения, использовавшие воздушные шары для ведения разведки, были созданы в русской армии в 1902–1903 гг. при крепостях в Новгороде, Брест-Литовске, Осовце, Ковне, Варшаве и на Дальнем Востоке. В 1904 году под руководством Н.Е. Жуковского основан Аэродинамический институт. В 1908 году в России началось изготовление дирижаблей, годом позже – первых аэропланов. Тогда же, в 1908-м, учреждён Императорский Всероссийский аэроклуб. В 1910 году под Севастополем при содействии Великого князя Александра Михайловича организована Офицерская школа авиации, обучавшая лётные кадры для армии и флота. Для нужд школы закупили самолёты во Франции. На первом выпуске школы присутствовал император Николай Второй. За период до февраля 1917 г. Севастопольской школой подготовлено порядка 600 военных лётчиков. Пионером зарождавшейся в 1909–1911 гг. отечественной авиационной промышленности стал биплан «Россия – А», выпущенный Первым Российским Товариществом Воздухоплавания. 10 августа 1910 г. доработанный аэроплан производства Акционерного общества «Дукс Ю.А. Меллер» стартовал с аэродрома на Ходынском поле в Москве и вскоре стал одним из лучших самолётов своего времени. На впервые проведённой в 1911 году в Санкт-Петербурге Международной авиационной выставке более 70 российских и зарубежных компаний-производителей представили современные образцы аэропланов и гидросамолётов. В 1913–1914 гг. на Русско-Балтийском заводе под руководством И.И. Сикорского построены первые в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» и пассажирский самолёт «Илья Муромец». Потребности дальнейшего развития авиапромышленности, укрепления управления военной авиацией требовали структурных решений: 12 августа 1912 года приказом № 397 по Военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были переданы новому органу – Воздухоплавательной части при Главном управлении Генерального штаба. Так была заложена организационная основа Императорского военно-воздушного флота, ставшего к 1914 году самым большим в мире. Однако последствия Первой мировой войны, революционных потрясений 1917 года стали катастрофическими для воздушного флота России: Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ) во многом предстояло выстраивать заново. К концу 1920 года число авиаотрядов превысили уровень 1918 года более чем в 2 раза, в 1921-м они перешли в подчинение образованного Главного управления Воздушного Флота. После окончания Гражданской войны РККВФ переименован в Военно-воздушные силы РККА, в марте 1932 г. им придан статус самостоятельного рода войск. 18 августа 1933 года в Москве прошло первое празднование Дня Воздушного Флота Союза ССР: в ходе авиационного праздника на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе (Ходынское поле) продемонстрировали образцы принятых на вооружение новых типов самолётов, мастерство и мужество лётчиков. С 1935 года авиапарады проводились, как правило, на Тушинском аэродроме столицы в третий выходной августа (в 50-е годы датами праздничных авиационных мероприятий назначались и другие выходные дни летних месяцев). Исключением стал год 50-летия Великого Октября: воздушный парад провели тогда 9 июля 1967 года на новом аэродроме в Домодедово. Отличительной особенностью авиационных парадов в Москве, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, являлось то, что на них впервые представлялись многие новые модели воздушных судов: первый в мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104, турбовинтовой дальнемагистральный Ту-114, истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители-перехватчики МиГ-21 и МиГ-25, дальний сверхзвуковой истребитель Ту-128, самый крупный в истории авиации сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Традиция проведения авиационных праздников в День Воздушного Флота сложилась и во многих крупных городах Советского Союза. Фрагмент киножурнала «Сибирь на экране» (№ 31, 1955 г.) посвящён одному из таких мероприятий, состоявшихся 70 лет назад в Новосибирске.