Вы здесь

Военнопленные I Мировой войны в издании РГАКФД «Великая война. 1914–1918»

Сообщение главного специалиста отдела выставок и публикации архивных документов РГАКФД А.В. Коробовой на заседании международного круглого стола «1914–1918: документы о военнопленных и репатриированных Первой мировой войны в архивах Европы»

13 июня 2017 г.г. Москва

Начало ХХ века стало переломным моментом европейской цивилизации. Это время великих революций и мировых войн, массового террора и стремительного научного и технического прогресса, падение династических империй и возникновение новых государств. Первую мировую войну историки охарактеризовали как конец XIX века. В Европе ее называли Четырехлетней, Большой, Великой и Великой Европейской; в России – Второй Отечественной и Великой Отечественной, Германской, Империалистической. Это был один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества. Но мясорубка тех лет оказалась как бы в тени последующей Второй мировой войны, которая своими ужасами закрыла от нашего внимания Первую мировую. Великая война является одним из ключевых событий мировой истории. Она определила дальнейшую эволюцию мира, оказала огромное влияние на последующие события ХХ столетия, но одновременно сделала насилие привычным орудием разрешения международных споров. Война оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в кровавую драму Второй мировой войны, но также дала толчок к разработке новых видов вооружений, средств ведения боя. Впервые в истории всех войн нашли широкое применение танки, авиация, артиллерия, подводные лодки, торпедные катера, химические и дымовые снаряды, появилось новое стрелковое вооружение. Стала актуальной «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на снабжение фронта.

Но без людей нет истории. Все, что наука называет историческим процессом, реализуется через действия конкретных участников, которые нередко вносят существенные коррективы в события, украшая их своей индивидуальностью и не давая истории превратиться в безликое движение от причин к следствиям. Сегодня мы можем видеть эту войну глазами военных кинофотохроникеров. Кино- или фотокамера – не блокнот, записать услышанное от кого-либо невозможно. Для того чтобы в газету или в журнал был направлен очередной материал, корреспонденты должны были идти в огонь, на передовую, и одновременно делить с солдатами все тяготы окопной жизни. Конечно, на войне в руках лучше иметь хорошее оружие, чем самую совершенную кино- или фотоаппаратуру. И тот, кто рассматривал врага в видоискатель, а не через прицел, безусловно, сильно рисковал. Но храбрость эта была оправданна. Именно благодаря геройству фронтовых репортеров до нас дошли эти бесценные свидетельства военного лихолетья. Смотря фотографии или хронику тех лет нам иногда кажется, что мало снимков боя, мало движения. Но не надо забывать о том, что аппаратура в те годы была весьма несовершенна и достаточно громоздка.

Несмотря на это, сохранившиеся подлинные фотографии и хроникально-документальные киносъемки дают полное представление о всех сторонах этой поистине вселенской катастрофы. Перед составителями стояла сложная задача - показать современному читателю Первую мировую войну средствами хроникально-документальных киносъемок и фотографий, какова жизнь человека в условиях военных действий и окопного быта в прифронтовой полосе и глубоком тылу, а также представить новые веяния в развитии военной техники, положение военнопленных и беженцев, социальный портрет участников войны.

Признание кинофотодокументов как ценнейших памятников истории и культуры приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Исследование этих специфических документов с источниковедческой и архивоведческой позиций дает уникальный материал для характеристики тех областей жизни общества и тех явлений, о которых мы знаем очень мало или не знаем практически ничего.

В процессе подготовки издания было проведено комплексное и всестороннее изучение большого массива кинофотодокументов, документальных источников, мемуаров и публикаций, что позволило объединить в альбоме обширный корпус документов, отражающих события Первой мировой войны. В издании представлены более 1000 фотографий и кинокадров из крупнейших государственных архивов, музеев, информационных агентств и частных собраний России, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Сербии, Чехии, США за 1914–1920 гг.

Образный рассказ о сложной и противоречивой истории Первой мировой неизбежно связан с проблемой выбора документов и их смысловой интерпретацией. Эти вопросы в полной мере встали перед составителями альбома, поставившими себе целью отобрать из нескольких сотен тысяч сохранившихся фотографий несколько сотен снимков, наиболее достоверных и выразительных. В двухтомник (528 и 508 стр.) вошли как редкие, так и очень известные, но эмоционально сильные и яркие в художественном смысле фотографии и кинокадры. Большая часть кинофотодокументов в России публикуется впервые. Авторами съемок, наряду с профессиональными фотографами, были офицерские чины, полковые священники. В аннотации к каждой фотографии и кинокадру дана информация об авторе, содержании, месте и дате съемок. К сожалению, остались не установленными фамилии целого ряда кинооператоров и фотографов. Издание снабжено научно-справочным аппаратом, состоящим из нескольких указателей - это именной, географических названий, фотографов и кинооператоров. Ключом к поиску необходимой информации является номер фотографии в альбоме. В качестве приложения к альбому подготовлено мультимедийное издание на основе кинодокументов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонда) и Национального управления архивов и документации США (NARA).

Необходимо отметить, что значительная часть кинодокументов первых десятилетий российского кинематографа безвозвратно утрачена. Это явилось следствием революций 1917 года, Гражданской войны, изменением социально-политической формации страны, повлекшей национализацию всей кинопромышленности в 1918–1919 годах. В результате практически не сохранились первоначальные монтажи фильмов, полный объем этих произведений, оказались утраченными авторские титры кинодокументов. Большинство киносъемок существует, к сожалению, в виде разрозненных фрагментов или со значительными купюрами, а их оригиналы являются единственными экземплярами и имеют значительные физические повреждения, препятствующие их всестороннему источниковедческому изучению. Эти особенности сегодняшнего состояния многих архивных единиц хранения стали ведущими факторами для утверждения критериев отбора материалов и организации структуры мультимедийного продукта.

В итоге основу диска составили подборки фрагментов оцифрованных кинолент, скомпонованные по тематическому принципу.

Для удобства просмотра хроники осуществлено замедление съемок с 16 до 24 кадров в секунду, составлены недостающие титры и подготовлено музыкальное сопровождение. Все вошедшие в альбом кино- и фотосъемки воспроизводятся с оригинальных фотографий или подлинных негативов. При оцифровке киноматериалов специальное оборудование использовалось лишь для минимизации нестабильности изображения. Было принято решение не проводить электронную ретушь для снятия различных дефектов кинопленки – как фотографических, так и технических. Во всех случаях применено каше для коррекции неровностей краев кадра, а также зуммирование для унификации разноразмерных полей экрана. В целом же характер и качество изображения, которое увидит пользователь диска, соответствует тому, что видел зритель той далекой эпохи.

Тема, которой посвящена конференция, на наш взгляд, отражена в издании в полном объеме. Так, в частности, во 2-ом томе одна из глав называется «Военнопленные Великой войны». Отношение воюющих сторон к пленным на протяжении истории человечества было разным. А XX век особенно был очень противоречив в этом вопросе. Из 72 миллионов, призванных в годы Первой мировой войны офицеров и солдат воюющих держав около 9 миллионов человек попало в плен. На территории Российской империи за период войны содержалось более 2 миллионов военнопленных офицеров и солдат из Австро-Венгрии, Германии и Османской империи. В нашем альбоме мы старались наиболее полно, насколько это возможно, отразить жизнь военнопленных разных национальностей, на разных территориях и в разных ситуациях. Это и первые минуты плена, досмотры, допросы, конвоирование, минуты отдыха, медицинское обслуживание, исполнение религиозных обрядов. Не обошли мы вниманием и примеры наказания, репрессий, вплоть до расстрелов. Есть фотографии, отражающие бытовую жизнь военнопленных, можно сказать даже парадную – это и занятия музыкой (оркестры), спортом (игра в теннис), участие в театральных постановках.

Тема военнопленных отражена несколькими сюжетами и в мультимедийном диске. Всего РГАКФД хранит около 15 наименований кинодокументов, связанных так или иначе с этим вопросом. Конечно, мы постарались показать наиболее яркие и интересные. Я хочу предложить вашему вниманию 2 кинодокумента. Это:

«Наши враги у нас в плену».
Скобелевский комитет. [1916].

Здесь 2 сюжета: 1. лагерь военнопленных австрийцев, пленные на обустройстве лагеря, выполняют строительные работы, во время обеда, на отдыхе; лаборатория лагеря. 2. пленные турки в лагере на острове Нарген в Каспийском море, на обеде, отдыхают.

«Германские военнопленные в Англии».
А. Ханжонков. 1915-1917.

Великобритания. Город Дорчестер. Концентрационный лагерь. Здания, территория. Немецкие военнопленные на различных работах, на отдыхе, в госпитале.

Надеюсь, просмотр будет интересным и познавательным для всей аудитории.