Вы здесь

«Хроника Великой Отечественной войны востребована всегда». Интервью О.А. Беляковой

Журнал «Отечественные архивы» № 4 (2015)

1 июля 2015 г.

20 мая на заседании коллегии Росархива коллективу Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) вручили памятную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» за «активное участие в патриотическом воспитании граждан и решение социально-экономических проблем ветеранов», а директору архива Н.А. Калантаровой объявили благодарность за «большой личный вклад в сохранение и приумножение культурного и исторического наследия России, долголетний добросовестный труд».

Сердечно поздравив награжденных, мы попросили их рассказать о том, что сделано и предстоит сделать архиву в связи с юбилеем Победы. Об этом заместитель главного редактора журнала Л.А. Кобелькова беседует с заместителем директора РГАКФД Ольгой Александровной Беляковой.

О.А. Белякова

– РГАКФД традиционно славится внимательным и уважительным отношением к пользователям архивной информации, уделяя при этом особое внимание молодому поколению и ветеранам. Не считаясь со временем и затратами, архивисты проводят для них экскурсии, лекции, кинопоказы, знакомят с выставочными и издательскими проектами, приглашают на встречи с мастерами отечественной кинодокументалистики. Что особенного удалось сделать для россиян, отмечая 70-летие Победы в Великой Отечественной войне?

– Все кинофотодокументы по истории войны отражены в электронных каталогах, размещенных на сайте РГАКФД. Однако серьезная исследовательская работа по установлению авторов фронтовых киносъемок, фамилий участников событий Великой Отечественной войны продолжается. В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» архив активно пополняет своими документами сайт «Победа». Здесь уже размещены более 2500 фотографий и свыше четырех часов кинохроники военных лет. Для экскурсий в архиве подготовлены специальные программы: «Начало войны», «Оборона Москвы», «Блокадный Ленинград», «От Сталинграда до Победы», «Дети в годы войны», «Злодеяния фашистов» и др. Для ветеранов войны, обращающихся в архив, предусмотрены скидки до 50% на копирование фотоснимков и кинокадров, а нередко им оказываются и вовсе бесплатные услуги. Архив – непременный участник тематических выставок и научных конференций, связанных с историей Второй мировой войны. В 2015 г. это международная научная конференция, посвященная жертвам нацизма, и выставка к 70-летию Победы (они проходили в Центральном музее Великой Отечественной войны). Хранимое документальное наследие целенаправленно популяризируется через готовящиеся к изданию фотоальбомы, что вызывает огромный интерес у широкого круга читателей. За последние годы вышли в свет фотоальбомы «В объективе война. 1941–1945 гг.», «Военная летопись России, 1850–2000-е гг.», «Женщины на войне» и др.

– РГАКФД является одним из исполнителей утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. № 1-р плана основных мероприятий по подготовке и проведению в нашей стране торжеств в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне: ему поручено создание цифровых копий военной хроники. Почему для оцифровки богатого собрания архивных кинофотодокументов военных лет выбрали именно киносъемки?

– Хроника Великой Отечественной войны востребована всегда, а не только в дни юбилеев и праздников. Хранится она на кинопленке, что очень хорошо для ее сохранности, но сложно для использования. Основными заказчиками РГАКФД являются киностудии и телеканалы, которые в основном работают на эфир. Им требуются высококачественные копии с высоким разрешением и главное – быстро. Оцифрованное изображение позволяет оперативно копировать киносъемку в любом формате (HD, Betacam, DV, DVD). В дальнейшем архив мог бы сформировать базу данных, предоставив доступ к ней в удаленном режиме, а также выполнять заказы через Интернет.

– Какие киносъемки о войне могли бы войти в такую базу данных?

– В РГАКФД хранится свыше 2 тыс. названий (это более 3,5 тыс. ед. хр. и 800 тыс. м кинопленки) кинодокументов военных лет. Среди них 221 кинофильм и специальный выпуск, 402 номера киножурнала, 1462 кинолетописных сюжета. На протяжении пяти военных лет 257 кинооператоров и более 200 фотокорреспондентов в тяжелейших условиях снимали на пленку все происходившее на фронтах и в тылу. Каждый пятый из них погиб.

Наибольшей популярностью в годы войны пользовались киножурналы, поскольку это была оперативная информация, которую все ждали с нетерпением. Периодику Великой Отечественной представляют в РГАКФД «Союзкиножурнал» (253 номера за 1941–1944 г.), «Новости дня» (34 номера за 1944–1945 гг.), «Ленинградский киножурнал» (68 номеров за 1942–1944 гг.), «Пионерия» (46 номеров за 1941–1945 гг.), отдельные выпуски киножурнала «Советское искусство» и «СССР на экране».

Первым вышел на экраны 24 июня 1941 г. «Союзкиножурнал» № 58. В нем нет фронтовых съемок и только пять сюжетов: рабочие слушают выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 г., митинги на заводах «Серп и Молот», «Калибр», рассказ об известном русском летчике П.Н. Нестерове, первым в 1914 г. применившим воздушный таран. Первые вести с фронтов появились в № 66–67 «Союзкиножурнала» от 14 июля 1941 г.

В конце ноября 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, на экранах кинотеатров демонстрировался специальный выпуск «На защиту родной Москвы», все девять номеров которого хранятся в РГАКФД.

18 февраля 1942 г. на экраны вышел первый полнометражный документальный фильм о Великой Отечественной войне «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Л.В. Варламова и И.П. Копалина. Он демонстрировался во многих странах, а американская Академия искусств присудила ему первую премию, признав лучшим документальным фильмом 1942 г. Оригиналы фильма хранятся у нас. 13 июня 1942 г. 160 кинооператоров на фронтах и в тылу вели съемки, которые вошли в фильм «День войны» режиссера М.Я. Слуцкого. Все его восемь частей также есть в архиве.

В годы войны на экраны выходили кинопроизведения о героизме советских людей на фронте и в тылу. Это «Ленинград в борьбе» (1942 г., авторы: Р.Л. Кармен, И.И. Комаревцев, В.В. Соловьев); «Черноморцы» о защитниках Севастополя (1942 г., В.Н. Беляев); «Сталинград» об обороне города (1943 г., Л.В. Варламов и А.Г. Кузнецов, съемки 15 операторов); «Орловская битва» (1943 г. Р.Б. Гиков и Л.И. Степанова), в котором использована хроника, снятая 16 операторами, в том числе Р.Л. Карменом, М.Я. Посельским, И.С. Гутманом и др. Они хранятся в архиве, как и фильмы, посвященные освобождению многих советских территорий и европейских стран: «Освобождение Советской Белоруссии», «Битва за нашу Советскую Украину», «8-й удар», «Победа на юге», «Освобождение Варшавы», «Освобождение Вены», «Берлин», «Парад Победы».

– Вы назвали лишь некоторые хранимые архивом раритеты периода Великой Отечественной войны, но что конкретно решено оцифровать в 2015 г.? Известно, что на эту работу выделено 8 млн руб. из государственного бюджета.

– Для электронного копирования отобрана часть собранной в РГАКФД кинолетописи Великой Отечественной войны, которую мы сможем предложить широкой аудитории. Все перечисленные мною фильмы (их отобрано 55) и 155 номеров «Союзкиножурнала» 1941–1944 гг. будут оцифрованы благодаря финансовой поддержке федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)».

– Очевидно, речь идет о наиболее востребованных кинопроизведениях периода войны?

– По ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)» будет оцифрована пока только одна девятая часть кинодокументов периода войны. Несомненно, это наиболее востребованные материалы, но и среди остальных очень много ценных и популярных. Поэтому отбирать приходилось предельно жестко, руководствуясь главным образом техническими характеристиками, т.е. состоянием кинопленки. Она относится к 1940-м гг. и имеет дефекты, в частности усадку.

– Ольга Александровна, кто участвовал в экспертизе кинодокументов?

– Все кинодокументы, подлежащие оцифровке в этом году, давно отнесены экспертно-проверочной комиссией архива к категории особо ценных, поэтому дополнительной экспертизы не потребовалось. Документы просто дождались своего часа.

– С какими трудностями столкнулись архивисты при подготовке кинодокументов для копирования? Где, кем, на какой технике оно будет проводиться? Как организуете контроль качества цифровых копий?

– В первую очередь, у архива возникли трудности из-за отсутствия свободных площадей для размещения специалистов компании «Элар-Татарстан» (филиал корпорации ЭЛАР в Казани), которым предстоит оцифровывать кинодокументы в соответствии с государственным контрактом. Довольно долго решались вопросы не только предоставления им свободной комнаты в архиве, но и проверки технического состояния кинодокументов, обработки их на ультразвуковых машинах. Основательно прорабатывался весь порядок проведения работ по оцифровке кинодокументов с учетом контроля качества цифровых копий и всех мер безопасности и обеспечения сохранности ценных кинодокументов. В этом процессе будут заняты специалисты пяти отделов архива. Таким образом, федеральная целевая программа поможет не только донести кинокадры военной поры до массовой аудитории, но и не допустить утраты этих уникальных документов.