94
ми дворянской помещичьей архитектуры и последующего строительства зда-
ния архива, стилизованного именно под эти образцы. Что Шпигелем и было
исполнено, да настолько удачно, что и сейчас, порой, люди спрашивают, кому
до революции принадлежала эта усадьба. Проектировал здание немец Шпи-
гель, а строили его уже пленные японские солдаты из лагеря для военноплен-
ных №27 МВД СССР …
Но 25 февраля 1952 года начальник ЦГАКФФД СССР С.И.Жбанков вы-
нужден был написать докладную записку министру МВД СССР генерал-пол-
ковнику С.Н.Круглову, в которой в жесткой форме отметил отрицательную
роль ГАУ МВД СССР, а именно: затягивание вопросов или полное неучастии
его в их решениях — не построены лаборатории и ничего не делается в деле
обеспечения сохранности «Сталинского фонда» и приспособлении здания в
г. Красногорске к нуждам архива и недальновидности в определении путей
дальнейшего развития архива (за этим, видимо, стояли споры по плановому
заданию, т.к. ГАУМВД СССР предполагал когда-нибудь строить технический
корпус, а лаборатории в настоящее время не оборудовать), обвинив в неиспол-
нении решений МВД СССР по архиву начальника ГАУ МВД СССР генерал-
майора В.Д.Стырова. Копию этого письма С.И.Жбанков отправил секретарю
МГК ВКП(б) Н.Ф.Игнатьеву. Следствием этого было направление в архив
нескольких комиссий ГАУ МВД СССР, чтобы разобраться с претензиями на-
чальника архива. В результате, в сентябре 1952 года на самого С.И.Жбанкова
была возложена обязанность составления проекта Планового задания на
приспособление красногорского здания к нуждам архива и контроль за обо-
рудованием кинохранилищ и лабораторий (не простив ему чрезвычайной са-
мостоятельности и настойчивости, в следующем, 1953 году, ГАУ отправило
С.И.Жбанкова в отставку. Сейчас трудно сказать, как мог «человек в погонах»
оставаться на службе после 55 лет (в 1953 году ему как раз исполнилось 55
лет), но ГАУ МВД СССР «теплых» чувств к С.И.Жбанкову, после всех его пи-
сем, да и его отношения к начальству, которое ясно прослеживается в докумен-
тах, явно не испытывало.
Но это будет в следующем году, а пока С.И.Жбанков разрабатывал Пла-
новое задание на проектирование строительства кинохранилищ архива. Они
должны были быть одноэтажными, с подвальными помещениями, состоящи-
ми из отдельных боксов. В Плановом задании все очень подробно расписы-
валось: какие двери и куда выходят, сколько боксов и стеллажей, какие окна,
освещение, толщина стен, вид кровли, какие перекрытия, емкость хранилищ и
их количество.
Всего предполагалось 5 хранилищ: 1) для документов особого фонда, 2) для
наиболее ценных документов общего фонда, 3) для оригиналов (негативов)
общего фонда, 4) для лавандовых копий и 5) контрольных позитивов.
Оригиналы кинодокументов особого фонда и наиболее ценные документы
общего фонда должны были храниться в шкафах-сейфах по одной коробке в
изолированных ячейках (указывалось размеры шкафов), оригиналы и копии
общего фонда — на стеллажах (по пять ярусов) с проходами. Было также пре-
дусмотрено кондиционирование воздуха и контроль температурно-влажнос-